Наша организация оказывает жилищно-коммунальные услуги населению и предприятиям города. Местный бюджет возмещает убытки основной деятельности по окончательному результату.
Администрация города по нашему письму перечислила целевые средства на возмещение убытков в сумме 10 млн руб. на расчетный счет нашего кредитора, чтобы быстрее погасить ему нашу задолженность за тепло.
Нами и администрацией был составлен акт о том, что долг администрации "по возмещению убытков" на сумму 10 млн руб. был погашен путем перечисления указанной суммы на счет нашего кредитора - поставщика тепла. С поставщиком тепла также был составлен акт о погашении нашего долга перед ним на сумму 10 млн руб. (в том числе НДС - 1 525 423 руб.) за счет средств, полученных в счет взаиморасчетов от местной администрации.
Как правильно отразить в бухгалтерском учете такие операции?
При составлении декларации по НДС мы включили зачтенную за тепло сумму НДС к возмещению. Наша ИМНС утверждает, что к возмещению эта сумма не идет как ни крути: ведь суммы дотаций на покрытие убытков НДС не облагаются, значит, нет и вычета. Более того, поскольку услуги за тепло не были оплачены с нашего расчетного счета, то и вычет нам не положен.
Права ли налоговая инспекция? Если не права, как добиться возмещения этой суммы НДС на наш расчетный счет, поскольку мы остро нуждаемся в оборотных средствах?

Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость на суммы налоговых вычетов.
В частности, вычетам подлежат и суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, необходимых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с 21-й главой НК РФ (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).
При этом указанные товары (работы, услуги) должны быть приняты налогоплательщиком к учету и в наличии у него должен быть счет-фактура поставщика, оформленный в установленном порядке.
Поскольку операции по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению и юридическим лицам являются объектом налогообложения, то организация ЖКХ может предъявить к вычету суммы НДС, уплаченные поставщикам за товары (работы, услуги), необходимые для осуществления таких операций при соблюдении прочих условий, причем независимо от наличия частичного финансирования из бюджета "на возмещение убытков".
В соответствии с п. 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ (утв. Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447) суммы таких дотаций в налоговую базу по НДС не включаются, однако это не означает, что права на вычет организация ЖКХ не имеет, ведь услуги оказываются населению не бесплатно и организация ЖКХ имеет выручку, которая облагается НДС.
Одним из условий предъявления сумм НДС к вычету также является их уплата поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг). Здесь хотелось бы отметить следующее: нельзя формально подходить к формулировке НК РФ "уплаченные им" и понимать это как уплаченные конкретно организацией-должником.
В соответствии с п. 2 ст. 167 НК РФ оплатой услуг, в частности, признается поступление денежных средств на счета кредитора. Однако от кого должны поступить денежные средства, чтобы их признали оплатой услуг, в Налоговом кодексе не указано, следовательно, это правило распространяется на поступление денежных средств как от самого дебитора, так и от третьего лица по его поручению.
Это означает, что вычетам подлежат не только суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком лично, но и суммы НДС, уплаченные по его поручению третьими лицами.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации, при наличии счета-фактуры поставщика, ваша организация имеет полное право предъявить к вычету сумму НДС, уплаченную поставщику тепла местной администрацией по вашему поручению.
В бухгалтерском учете указанные операции отражаются следующим образом:
Д-т сч. 20 К-т сч. 60 - 8 474 577 руб. - стоимость услуг поставщика тепла списана на себестоимость
Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 1 525 423 руб. - учтена сумма НДС в стоимости услуг поставщика тепла
Д-т сч. 76 К-т сч. 86 - 10 000 000 руб. - бюджетные средства отражены в составе целевого финансирования
Д-т сч. 86 К-т сч. 91 - 10 000 000 руб. - средства целевого финансирования направлены на погашение убытка
Д-т сч. 60 К-т сч. 76 - 10 000 000
руб. - погашена задолженность местной администрации "по возмещению убытков", а также долг поставщику тепла
Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - 1 525 423 руб. - сумма НДС по услугам поставщика тепла принята к вычету.
Согласно п. 2 ст. 173 НК РФ в случае если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, то положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению налогоплательщику.
Механизм возмещения сумм налога на добавленную стоимость осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные ст. 176 НК РФ. Указанный порядок состоит из следующих этапов:
Налогоплательщик представляет налоговую декларацию, в которой по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога.
В течение трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, указанная сумма направляется налоговым органом в первую очередь на погашение (зачет):
- сумм недоимки и пеней по НДС;
- сумм недоимки и пеней по иным налогам, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат НДС;
- сумм задолженности по присужденным штрафам, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат НДС.
При отсутствии указанных выше задолженностей перед бюджетом суммы НДС, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по НДС или иным налогам, подлежащим уплате в тот же бюджет, платежей по налогам, уплата которых связана с перемещением товаров через таможенную границу РФ по согласованию с таможенными органами, либо подлежат возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
Не позднее двух недель после получения указанного заявления налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога и направляет его (решение) на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
Возврат сумм налога осуществляется органами федерального казначейства в течение двухнедельного срока после получения решения налогового органа. Если такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, то датой получения такого решения признается восьмой день со дня направления такого решения налоговым органом.
На сумму налога, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, если налоговым органом нарушены сроки принятия решения о возврате налога и направлении его на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.

Г. Кузьмин,
ведущий эксперт "ЭЖ"

1 мая 2005 г.

Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 22, май 2005 г.

Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Учет в жилищно-коммунальном хозяйстве
Страница >> 1 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!