Договор аренды помещения заключен в III квартале 2008 г., акт приема-передачи помещения будет готов в IV квартале, но организация самостоятельно готовит это помещение к использованию, т.е. к тому, чтобы была возможность находиться в данном помещении. Таким образом, организация несет затраты: оплата арендодателю за вывоз мусора, за телефон (арендодатель выставляет счета, счета-фактуры). Арендная плата при этом не начисляется и не уплачивается. Какие документы необходимо оформить для того, чтобы данные затраты можно было бы принять в целях налогообложения прибыли?

К сожалению, в сложившейся (и довольно распространенной) ситуации организация не сможет принять данные расходы в целях налогообложения прибыли. Однако, при соблюдении определенных рекомендаций, полагаем, что ситуацию можно изменить.
В п. 1 ст. 252 НК РФ определено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), которые осуществлены (понесены) налогоплательщиком.
Кроме того, все хозяйственные операции организации должны соответствовать требованиям ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Согласно п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Сдача имущества в аренду является оказанием услуг.
В связи с этим если договаривающимися сторонами заключен договор аренды и подписан акт приема-передачи имущества, являющегося предметом аренды, то услуга реализуется (потребляется) сторонами договора.
Если заключение договора аренды связано с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, то затраты в виде арендных платежей учитываются при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов в том отчетном периоде, к которому они относятся (п.п. 10 п. 1 ст. 264 и п. 1 ст. 272 НК РФ). При этом обязательными документами, подтверждающими указанные затраты, являются договор аренды, акт приема-передачи арендованного имущества, документы, подтверждающие оплату арендных платежей (письмо Минфина России от 09.11.06 г. N 03-03-04/1/742 и письмо УФНС по г. Москве от 26.03.07 г. N 20-12/027737).
Суды поддерживают позицию финансовых органов. Так, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 15.04.08 г. N 17АП-1976/2008-ГК (дело N А60-31720/2007) сделал вывод о том, что, поскольку не имеется акта приема-передачи имущества, то и не имеется доказательства передачи в аренду имущества. В постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.06 г. N 17АП-772/2006ГК сделан вывод о том, что надлежащим выполнением обязательств суд считает наличие акта приема-передачи арендованного имущества.
Таким образом, при отсутствии доказательств передачи организации помещения (т.е. при отсутствии акта приема-передачи) у нее отсутствует и право принять указанные расходы в целях налогообложения прибыли.
В целях избежания подобной ситуации мы рекомендовали бы в данной ситуации произвести следующие действия:
предусмотреть в договоре аренды предоставление организации помещения (на определенный срок) в целях его приведения в порядок (без взимания арендной платы);
после окончания этого срока в договоре должна быть установлена арендная плата;
принять данное помещение по акту приема-передачи помещения для приведения его в порядок.
При наличии этих документов можно принять расходы на телефонию и вывоз мусора (и т.п.) в затраты в целях налогообложения прибыли.

Д. Новоселова,
директор Департамента
правового консалтинга и аудита
ООО "Имидж-Контакт Аудит"

5 февраля 2009 г.

"Финансовая газета", N 6, февраль 2009 г.


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Учет операций, связанных с арендой и лизингом
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!