Наше предприятие заключило договор купли-продажи, согласно которому продает организации "Полимер" компьютеры в количестве 5 шт. по цене 36 000 руб. за штуку общей стоимостью 180 000 руб. (в том числе НДС 20% - 30 000 руб.). Согласно условиям заключенного договора оплата товара будет производиться покупателем после его получения.
Кроме того, заключен второй договор купли-продажи, где "Полимер" обязуется продать нам полиэтиленовые пакеты в количестве 30 000 шт. по цене 6 руб. за штуку общей стоимостью 180 000 руб. (в том числе НДС 20% - 30 000 руб.). По договору оплата будет производиться покупателем после получения товара.
По обоим договорам выполнены все обязательства по поставке продукции. Однако ни одна из сторон не оплатила поступивший к ней товар. Стороны выверили взаимную задолженность и заключили между собой соглашение о проведении зачета взаимных требований.
Как отразить взаимозачет в проводках?

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Они служат первичными учетными документами, на основании которых производятся записи на счетах бухгалтерского учета. В этой связи, для того чтобы отразить в учете операции по взаимозачету задолженностей, стороны должны в обязательном порядке иметь документ, подтверждающий факт проведения взаимозачета. Гражданское законодательство не содержит никаких специальных требований к форме документа для оформления взаимозачета, поэтому стороны имеют право составить такой документ в любой форме с соблюдением требований, предъявляемых к первичным учетным документам п. 2 ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете". Например, документом, подтверждающим факт проведения взаимозачета между двумя организациями, может служить дополнительное соглашение о проведении зачета взаимных требований к основным договорам, подписанное обеими сторонами.
При отражении в бухгалтерском учете операций по зачету взаимных требований необходимо руководствоваться общими правилами отражения в учете хозяйственных операций, так как законодательством о бухгалтерском учете какой-либо особый порядок отражения в учете операций по взаимозачету не установлен.
Поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) производится сторонами на основании отдельных самостоятельных договоров (в том числе договора купли-продажи). Поэтому операции по реализации товаров (работ, услуг), с одной стороны, и по приобретению товаров (работ, услуг), с другой стороны, отражаются в учете организаций в общеустановленном порядке исходя из условий каждого конкретного договора с соблюдением допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
Документ о проведении взаимозачета, оформленный надлежащим образом, будет служить основанием для отражения операции по взаимному зачету задолженностей на счетах бухгалтерского учета. Проведение взаимозачета отражается в учете проводкой Д-т сч. 60 (76) К-т сч. 62 (76), которая делается на сумму зачета, согласованную сторонами. Если суммы встречных обязательств сторон равны, то кредиторская и дебиторская задолженности, отраженные на счетах расчетов, будут в результате проведения зачета погашены полностью. Если же суммы обязательств не совпадают, то у одной из сторон останется непогашенная часть кредиторской задолженности, а у второй - непогашенная часть дебиторской задолженности.
Поскольку при проведении взаимозачета происходит погашение дебиторских и кредиторских задолженностей (прекращение взаимных обязательств сторон), то для целей налогообложения проведение взаимозачета приравнивается к оплате.
Это означает, что если организация в своей учетной политике предусмотрела определение выручки для целей налогообложения "по оплате", то в этом случае задолженность покупателя за отгруженную продукцию, погашенная путем зачета взаимных обязательств, будет считаться оплаченной покупателем в момент (на дату) подписания документа о проведении зачета. Соответственно обязанность по начислению и уплате налогов у организации, определяющей выручку для целей налогообложения "по оплате", возникает в том отчетном периоде, когда был произведен взаимозачет.
Если организация погашает свою задолженность перед поставщиком товаров (работ, услуг) путем проведения взаимозачета, то указанные товары (работы, услуги) будут считаться оплаченными в том отчетном периоде, когда был произведен взаимозачет. Соответственно покупатель материальных ресурсов, погашающий свою задолженность перед поставщиком этих ресурсов путем проведения взаимозачета, сможет предъявить НДС по приобретенным материальным ресурсам к зачету (возмещению из бюджета) в том отчетном периоде, когда был произведен взаимозачет (при условии выполнения всех остальных требований для зачета НДС, установленных Инструкцией ГНС РФ N 39, а также при наличии надлежащим образом оформленного счета-фактуры поставщика).
Пример
Порядок отражения операций в бухгалтерском учете торгового предприятия "Компотех".
Предположим, что балансовая стоимость одного компьютера составляет 25 000 руб. Выручка для целей налогообложения определяется "по оплате".
Отгрузка компьютеров на основании первого договора купли-продажи:
Д-т сч. 62 К-т сч. 46 - 180 000 руб. - отражена реализация компьютеров по договорной стоимости (проводка делается на дату отгрузки, если договором не установлен иной момент перехода права собственности)
Д-т сч. 46 К-т сч. 76/НДС - 30 000 руб. - начислен НДС со стоимости реализованных компьютеров
Д-т сч. 46 К-т сч. 41 - 125 000 руб. (25 000 руб. х 5 шт.) - списана себестоимость отгруженных компьютеров.
Согласно второму договору купли-продажи отражается поступление полиэтиленовых пакетов от организации "Полимер":
Д-т сч. 41 К-т сч. 60 - 150 000 руб. - оприходованы пакеты, поступившие от организации Б
Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 30 000 руб. - отражен НДС по приобретенным пакетам.
После подписания соглашения о проведении взаимозачета:
Д-т сч. 60 К-т сч. 62 - 180 000 руб. - погашаются взаимные обязательства сторон
Д-т сч. 76/НДС К-т сч. 68 - 30 000 руб. - НДС со стоимости реализованных компьютеров начислен к уплате в бюджет
Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - 30 000 руб. - НДС по приобретенным пакетам отнесен на расчеты с бюджетом
Д-т сч. 44 К-т сч. 67 - 625 руб. (180 000 руб. Ц 30 000 руб. Ц 125 000 руб.) х 2,5%) - начислен налог на пользователей автодорог от суммы разницы между продажной ценой реализованных компьютеров (без НДС) и их покупной стоимостью (без НДС)
Д-т сч. 46 К-т сч. 44 - 625 руб. - издержки обращения списаны на себестоимость реализованных компьютеров
Д-т сч. 46 К-т сч. 80 - 24 375 руб. (180 000 руб. Ц 30 000 руб. Ц 125 000 руб. Ц 625 руб.) - выявлена прибыль от реализации компьютеров
Д-т сч. 80 К-т сч. 68 - 375 руб. (180 000 руб. Ц 30 000 руб. Ц 125 000 руб.) х 1,5%) - начислен налог на содержание жилищного фонда от суммы разницы между продажной ценой реализованных компьютеров (без НДС) и их покупной стоимостью (без НДС).
Порядок отражения операций в бухгалтерском учете предприятия "Полимер" - производителя полиэтиленовых пакетов следующий.
Предположим, что балансовая стоимость одного готового пакета составляет 4 руб. Выручка для целей налогообложения определяется организацией "Полимер" "по отгрузке".
Отгрузка пакетов организации "Компотех" на основании второго договора купли-продажи:
Д-т сч. 62 К-т сч. 46 - 180 000 руб. - отражена реализация пакетов по договорной стоимости (проводка делается на дату отгрузки, если договором не установлен иной момент перехода права собственности)
Д-т сч. 46 К-т сч. 68 - 30 000 руб. - начислен НДС со стоимости реализованных пакетов
Д-т сч. 46 К-т сч. 40 - 120 000 руб. (4 руб. х 30 000 шт.) - списана себестоимость отгруженных пакетов
Д-т сч. 26 К-т сч. 67 - 3750 руб. (180 000 руб. Ц 30 000 руб. х 2,5%) - начислен налог на пользователей автодорог от суммы выручки без НДС от реализации пакетов
Д-т сч. 46 К-т сч. 26 - 3750 руб. - общехозяйственные расходы списаны на себестоимость реализованных пакетов (если это предусмотрено учетной политикой предприятия)
Д-т сч. 46 К-т сч. 80 - 26 250 руб. (180 000 руб. Ц 30 000 руб. Ц 120 000 руб. Ц 3750 руб.) - выявлена прибыль от реализации пакетов
Д-т сч. 80 К-т сч. 68 - 2250 руб. (180 000 руб. Ц 30 000 руб. х 1,5%) - начислен налог на содержание жилищного фонда от суммы выручки без НДС от реализации пакетов.
Согласно первому договору купли-продажи отражается поступление компьютеров от предприятия "Компотех":
Д-т сч. 08 К-т сч. 60 - 150 000 руб. - отражены затраты по приобретению компьютеров, поступивших от предприятия "Компотех"
Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 30 000 руб. - отражен НДС по приобретенным компьютерам
Д-т сч. 01 К-т сч. 08 - 150 000 руб. - компьютеры, поступившие от организации "Компотех", поставлены на учет в составе основных средств.
После подписания соглашения о проведении взаимозачета:
Д-т сч. 60 К-т сч. 62 - 180 000 руб. - погашаются взаимные обязательства сторон
Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - 30 000 руб. - НДС по приобретенным компьютерам отнесен на расчеты с бюджетом.

Т. Крутякова,
Е. Шаронова,
эксперты "АКДИ ЭЖ"
Выпуск АКДИ БП N 22, июнь 2000 г.


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 


Rambler's Top100

Интересную информацию можно подчерпнуть здесь:
Учет при взаимозачетах, уступке прав и переводе долга
Страница >> 1 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!