В коммерческой организации, в состав которой входят филиалы (представляют в головную организацию (Управление) самостоятельные балансы и ими открыты расчетные счета), возникла неопределенность по учету затрат на текущий (капитальный) ремонт. В одном из филиалов главный бухгалтер считает, что расходы на гарантийный ремонт (дорогостоящий ремонт, неравномерно производимый в течение отчетного года, при этом подрядчик выдает гарантийное письмо сроком на 12 мес. и более) необходимо относить на расходы будущих периодов, головная организация настаивает на том, чтобы учитывать указанный ремонт как текущий и относить его в том отчетном периоде, когда признан расход.
Как правильно учитывать расходы на гарантийный ремонт (дорогостоящий ремонт, неравномерно производимый в течение отчетного года) - в качестве расходов будущих периодов или иным способом?

По общему правилу (ПБУ 6/01, ПБУ 10/99 и Закон о бухгалтерском учете) осуществленные организацией расходы должны приниматься к учету в том отчетном периоде, в котором они фактически произведены.
Однако для некоторых видов расходов документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета сделаны отдельные исключения.
Инструкция по применению Плана счетов допускает списание расходов, производимых в течение года неравномерно, в состав расходов будущих периодов. Кроме того, допускается создание резерва на финансирование расходов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.
Таким образом, затраты на гарантийный ремонт могут списываться тремя разными способами:
1. Непосредственное списание произведенных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг). Способ применяется тогда, когда расходы на ремонт невелики или производятся равномерно в течение года.
2. Создание резерва предстоящих расходов с последующим списанием фактических затрат за счет резерва. Этот способ рекомендуется применять в организациях, располагающих большой номенклатурой товаров, на которые распространяется гарантия, когда в течение года производится большое количество ремонтов. По нашему мнению, в данном случае обязательным условием является наличие плана проведения гарантийного ремонта (на основании данных прошлых лет или по другим основаниям) и сметы к этому плану. И план и смета должны быть утверждены руководителем организации (или иным аналогичным органом, уполномоченным утверждать внутренние распорядительные документы).
3. Предварительное отнесение произведенных затрат в состав расходов будущих периодов с последующим списанием их на себестоимость продукции (работ, услуг) равными долями. Способ используется тогда, когда резерв не создается, а затраты на ремонт велики и осуществляются неравномерно по месяцам года, либо ремонт не запланирован по каким-либо причинам (например, отсутствие данных о фактических затратах за прошлые годы).
Так как имеется несколько вариантов организации и ведения учета расходов на гарантийный ремонт, выбранный способ должен быть закреплен в учетной политике организации. В соответствии с пунктом 10 ПБУ 1/98 способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения. Таким образом, филиал, представительство или иное структурное подразделение организации не имеет права самостоятельно определять способ списания расходов на гарантийные ремонт, и обязан руководствоваться нормами, закрепленными в учетной политике головной организации.
ПБУ 1/98 не уточняет причин установления процитированного требования, так как, по нашему мнению, оно представляется очевидным - предоставление подразделениям права самостоятельно выбирать способ ведения бухгалтерского учета активов и обязательств (в тех случаях, когда имеется несколько вариантов выбора) приведет не только к серьезным проблемам при составлении бухгалтерской отчетности (сводной) головной организацией, но и обусловит возникновение проблем во взаимоотношениях с налоговыми органами - как по НДС, так и по налогу на прибыль. Последнее связано с тем, что в налоговые органы по месту регистрации головной организации (по месту уплаты налогов) и по месту регистрации структурных подразделений представляется выписка из единой учетной политики для целей налогообложения.

1 октября 2005 г.

"Консультант бухгалтера", N 10, октябрь 2005 г.

Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Учет при возврате, замене, гарантийном ремонте товаров
Страница >> 1 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!