Мы являемся филиалом и занимаемся оптовой торговлей продукцией головной организации. Как правильно отразить в бухгалтерском учете возврат товара от покупателей и его списание?

Процедура возврата покупателем товара продавцу регулируется главой 30 ГК РФ.
Покупатель может вернуть товар продавцу, если последний ненадлежащим образом исполнил условия договора. Продавец отвечает только за недостатки товара, которые возникли до момента передачи покупателю либо по причинам, возникшим до этого момента (ст. 476 ГК РФ).
Возврат товара по иным причинам Гражданским кодексом РФ не предусматривается и должен считаться обратной реализацией.
Порядок отражения в бухгалтерском учете возврата и списания некачественного товара на предприятиях оптовой торговли зависит от характера заключенных договоров, на основании которых осуществляются сделки между поставщиком и покупателем товара, а также от причин возврата товара.
К сожалению, из вопроса неясно, какова причина возврата товара и какой именно договор заключен между организацией-продавцом и покупателем.
Предположим, что между продавцом и покупателем заключен договор поставки, а возврат вызван:
1) ненадлежащим исполнением условий договора, например организация поставила покупателю некачественный товар;
2) иными причинами (обратная реализация), например покупатель не смог реализовать товар (срок годности истек и т.п.) и организация согласилась на возврат этого товара.
В условиях договора поставки право собственности на товары переходит в момент передачи товара продавцом покупателю.
Допустим, что при реализации товара покупателю сделаны проводки:
Дебет 62/1 - Кредит 90/1
- получена выручка от реализации товара;
Дебет 90/2 - Кредит 41/1
- списана покупная стоимость товара;
Дебет 90/3 - Кредит 68/2
- начислен НДС от реализации;
Дебет 90/7 - Кредит 44
- списаны расходы на продажу;
Дебет 51 - Кредит 62/1
- товар оплачен покупателем.
1. Если организация ненадлежаще исполняла условия договора, то в случае поставки некачественного товара при возврате товара покупателем в бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки (возврат товара происходит в рамках одного года):
Дебет 62/1 - Кредит 90/1
- сторнирована выручка от реализации;
Дебет 90/3 - Кредит 68/2
- сторнирована сумма начисленного НДС;
Дебет 90/2 - Кредит 41/1
- сторнирована ранее списанная покупная стоимость товара, возвращенного покупателем;
Дебет 90/7 - Кредит 44
- сторнированы ранее списанные расходы на продажу;
Дебет 62/1 - Кредит 51
- покупателю возвращены деньги.
2. Если организация соблюдала условия договора, но по договоренности с покупателем принимает товар обратно, то такую операцию следует рассматривать как реализацию товара.
Поэтому в бухгалтерском учете организация не имеет права сторнировать свою реализацию ("красное сторно"), а обязана отразить поступление возвращаемого товара как его приобретение по договору купли-продажи:
Дебет 41/1 - Кредит 60/1
- получен товар от продавца (бывшего покупателя) по цене первоначальной отгрузки;
Дебет 19 - Кредит 60/1
- отражен НДС;
Дебет 60/1 - Кредит 62/1
- произведен зачет встречных обязательств.
В обоих случаях при списании возвращенного товара потери от порчи товара могут быть отнесены за счет виновных лиц. Тогда делаются следующие проводки:
Дебет 94 - Кредит 41/1
- списана фактическая себестоимость некачественных товаров;
Дебет 73/2 - Кредит 94
- стоимость бракованного товара отнесена на виновное лицо.
Если виновные лица не установлены, то убытки от порчи товара организацией списываются проводкой:
Дебет 91 - Кредит 94
- списаны убытки от порчи товара.

Е. Капкова,
эксперт АКДИ "Экономика и жизнь"

1 сентября 2007 г.

"Новая бухгалтерия", выпуск 9, сентябрь 2007 г.


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Учет при возврате, замене, гарантийном ремонте товаров
Страница >> 1 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!