Сторонняя организация (заказчик) попросила приобрести и оплатить от своего имени для ее работников авиабилеты и оплату проживания в гостинице, после чего выставить для возмещения расходов необходимые для этого документы. Из кассы были выданы денежные средства в подотчет работнику организации, он приобрел авиабилеты, оплатил за проживание в гостинице работников заказчика. Договор на оказываемые услуги между организациями еще не заключен.
Какими документами нужно оформить данную сделку (письмо, договор)?
Как разнести расходы в авансовом отчете работника?
Каким образом перевыставить понесенные расходы организации: содержание, наименования оказанных услуг в счете-фактуре - с НДС или без НДС?

В соответствии со ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. При этом по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер.
В соответствии со ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. При этом по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент.
При этом необходимо обратить внимание, что условие возмездности оказания таких видов услуг является существенным условием такого вида договоров.
Приобретая товары и услуги по поручению сторонней организации, ваша организация может выполнять функции комиссионера (в случае заключения договора комиссии) или агента (в случае заключения агентского договора).
При этом доходом от такого вида сделок будет являться вознаграждение за оказанные услуги.
Для целей бухгалтерского учета в соответствии с ПБУ 9/99 "Доходы организации" (далее - ПБУ 9/99), такой доход может являться доходом от обычных видов деятельности либо прочим доходом.
В виду того, что посреднические услуги носят для вашей организации разовый характер, авторы считают, что более целесообразно учитывать их в составе прочих поступлений (доходов) (п. 8 ПБУ 9/99).
Для отражения прочих доходов в бухгалтерском учете Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению (утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) предназначен счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Приобретение авиабилетов и оплату проживания в гостинице работников заказчика, согласно условиям договора, осуществляет сотрудник вашей организации, следовательно, все расчеты по приобретаемым товарам (услугам) осуществляются через подотчетное лицо с отражением операций по кредиту счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами".
При этом в бухгалтерском учете организации необходимо сделать следующие записи:
Д-т сч. 71 К-т сч. 50 - выданы в подотчет из кассы денежные средства на приобретение товаров (услуг).
После представления подотчетным лицом в бухгалтерию вашей организации авансового отчета выданные суммы должны быть отражены следующими бухгалтерскими записями:
Д-т сч. 60 К-т сч. 71 - на сумму приобретенных у поставщиков товаров (услуг).
Отражение расходов, возмещаемых сторонней организацией-принципалом (комитентом), с учетом НДС будет сопровождаться следующей проводкой:
Д-т сч. 76 К-т сч. 60 - на сумму потраченных средств (в данном случае на сумму авансового отчета сотрудника, включая НДС).
Начисление агентского (комиссионного) вознаграждения, НДС (с суммы вознаграждения) и получение средств будет отражено следующим образом:
Д-т сч. 76 К-т сч. 90-1 - начислено вознаграждение организации агента (комиссионера);
Д-т сч. 90-3 К-т сч. 68, субсчет "Расчеты по НДС" - начислен НДС с суммы вознаграждения;
Д-т сч. 51 К-т сч. 76 - получены суммы возмещения расходов и агентского (комиссионного) вознаграждения от сторонней организации.
Подтверждением расходов подотчетного лица является авансовый отчет, составленный по форме N АО-1, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 01.08.2001 N 55.
Согласно Указаниям по применению и заполнению унифицированной формы N АО-1 авансовый отчет составляется в одном экземпляре подотчетным лицом и работником бухгалтерии. При этом на оборотной стороне формы подотчетное лицо записывает перечень документов, подтверждающих произведенные расходы (командировочное удостоверение, квитанции, транспортные документы, чеки ККМ, товарные чеки и другие оправдательные документы), и суммы затрат по ним (графы 1 - 6). Документы, приложенные к авансовому отчету, нумеруются подотчетным лицом в порядке их записи в отчете.
Так как при осуществлении услуг в посреднический деятельности в рамках договора комиссии и агентирования согласно п. 1 ст. 996, ст. 1011 ГК РФ приобретаемые по договору товары не являются собственностью организации, поэтому их стоимость полностью учитывается на забалансовых счетах организации.
Для учета таких товаров (в случае, если договором со сторонней организацией предусмотрено их приобретение) согласно Плану счетов бухгалтерского учета необходимо использовать счет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" или счет 004 "Товары, принятые на комиссию". Поступление товаров отражается по дебету счета 002 (004), выбытие - по кредиту счета 002 (004). Принцип двойной записи при отражении стоимости товаров на забалансовых счетах не сохраняется.
Выполняя условия договора, комиссионер (агент) обязан предоставить заказчику услуг отчет о проделанной работе (ст. 999, 1008 ГК РФ). При этом отчеты предоставляются в сроки и в порядке, предусмотренные договором. Отчет является первичным учетным документом. На его основании заказчик отражает поступление товара (услуг) в бухгалтерском и налоговом учете (см. письмо УФНС РФ по г. Москве от 24.05.2007 N 19-11/048190).
В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Однако унифицированная форма отчета законодательством не установлена. Поэтому он может быть составлен в произвольной форме, при этом должен содержать все обязательные реквизиты первичного документа, а именно:
- наименование документа;
- дату составления;
- наименование организации, составившей отчет, т.е. комиссионера;
- информацию о проделанной комиссионером работе и ее результатах в денежном и натуральном выражении;
- перечень ответственных за это лиц (с указанием их должностей) и их личные подписи.
К отчету необходимо приложить документы, подтверждающие расходы комиссионера (агента), при этом подлинники этих документов остаются в бухгалтерии вашей организации.
Заказчик, имеющий возражения по отчету, должен сообщить о них комиссионеру (агенту) в течение 30 дней со дня получения отчета или в иной срок, установленный договором. Если претензии у сторон отсутствуют, отчет считается принятым. При этом отчет должен быть подписан и скреплен печатями сторон.
После утверждения отчета можно выставить сторонней организации счет-фактуру на сумму своего вознаграждения.
Для целей налогообложения прибыли доход комиссионера (агента) определяется в виде вознаграждения при исполнении условий договоров.
При этом согласно подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру (агенту) в связи с исполнением обязательств по договору. А также в счет возмещения его затрат, если такие затраты не включаются в состав расходов в соответствии с условиями заключенных договоров (см. письмо УФНС РФ по г. Москве от 07.03.2006 N 20-12/19605).
При этом датой признания дохода в виде вознаграждения является дата представления заказчику отчета в сроки, указанные в договоре (см. письмо Минфина России от 21.09.2006 N 03-03-04/1/668).
Таким образом, в соответствии с п. 9 ст. 270 НК РФ расходы организации в связи с исполнением обязательств по договору (приобретение авиабилетов, оплата услуг проживания) не учитываются в составе расходов, при условии что такие затраты включаются в состав расходов заказчика.
Если в результате выполнения условий посреднического договора организация понесет не возмещаемые заказчиком расходы, то она вправе включить указанные затраты в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, при условии соответствия таких расходов критериям ст. 252 НК РФ (см. письмо Минфина России от 17.05.2006 N 03-03-04/1/463).
Для целей учета налога на добавленную стоимость при заключении посреднических договоров организации, совершающие действия от своего имени, хранят полученные от продавцов счета-фактуры по приобретенным товарам в журнале полученных счетов-фактур, не регистрируя их в книге покупок (абз. 2 п. 3, п. 11 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914.
При этом заказчику выписывается счет-фактура по приобретаемым для него товарам и услугам с отражением в нем показателей счета-фактуры продавца. Такой счет-фактура не подлежит регистрации в книге продаж. В свою очередь, выписываемый заказчику счет-фактура на сумму вознаграждения (дохода) подлежит обязательной регистрации в книге продаж.
Порядок оформления счетов-фактур, в том числе и при посреднических сделках, разъяснен МНС России в письме от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404:
"4. При приобретении товаров (работ, услуг) через поверенного (агента) основанием удоверителя (принципала) для вычета налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) является счет-фактура, выставляемый продавцом на имя доверителя (принципала).
5. Если счет-фактура выставлен продавцом на имя комиссионера (агента), то основанием у комитента (принципала) для принятия налога на добавленную стоимость к вычету является счет-фактура, полученный от посредника. Счет-фактура выставляется посредником комитенту, принципалу с отражением показателей из счета-фактуры, выставленного продавцом посреднику. Оба счета-фактуры у посредника в книге покупок и книге продаж не регистрируются.
Комиссионер и агент могут указать сумму посреднического вознаграждения в одном счете-фактуре со стоимостью товаров (работ, услуг) отдельными строками с указанием соответствующих сумм НДС".
Если же при приобретении товаров (услуг) для принципала (комитента) продавцы не выставляют счета-фактуры (предположим, применяют УСН), то в качестве документов к отчету агента следует приложить иные документы (копии документов), свидетельствующие о понесенных в рамках выполнения поручения расходов, полученных от продавцов.
Вывод. 1. Приобретая авиабилеты и услуги проживания, организация осуществляет посредническую деятельность и действует в интересах представляемого лица от своего имени. Осуществление посреднической деятельности организации ведется в рамках договора комиссии и (или) договора агентирования. При этом условие возмездности оказания таких видов услуг является существенным условием такого вида договоров. То есть доходом организации при оказании посреднических услуг является вознаграждение за оказанные услуги.
2. Ввиду того, что посреднические услуги носят для организации разовый характер, для отражении дохода от реализации товаров (услуг) в бухгалтерском учете можно использовать счет 91 "Прочие доходы и расходы". А для отражения приобретения товаров (услуг) через подотчетное лицо сумма расходов отражается по кредиту счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами". Подтверждением произведенных расходов подотчетного лица является авансовый отчет, составленный по форме N АО-1.
3. При приобретении товаров и услуг (покупка авиабилетов, оплаты услуг проживания) выставленные продавцом счета-фактуры организация регистрирует в журнале полученных счетов-фактур, при этом регистрировать их в книге покупок не нужно. После исполнения обязательств по договору организация обязана выставить заказчику счет-фактуру с отражением в нем показателей счета-фактуры продавца, а также выставить счет-фактуру на сумму исчисленного вознаграждения. При этом выставленный на сумму своего вознаграждения счет-фактура подлежит обязательной регистрации в книге продаж организации агента (комиссионера).
Для подтверждения произведенных расходов необходимо к выписанному счету-фактуре приложить отчет комиссионера (агента) с приложением всех документов, подтверждающих произведенные расходы.
Следует отметить, что в ситуации, когда стороны не предусмотрят в договоре величину агентского вознаграждения, то не исключена вероятность, что налоговые органы сочтут такую услугу безвозмездно полученной сторонней организацией, попросившей о ее оказании. В любом случае посредническая деятельность без вознаграждения может обратить на себя внимание налоговых инспекторов. Ведь любая деятельность организации подразумевает направленность на получение дохода. Для организации в такой ситуации существует риск доначисления НДС с суммы безвозмездно оказанной в пользу сторонней организации услуги.

М. Калабухова,
Е. Мельникова,
эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

1 марта 2009 г.

"Все для бухгалтера", N 3, март 2009 г.


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Учет посреднических операций
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!