Наша организация занимается реализацией офисам и бизнес-центрам готовых комплексных обедов, которые предварительно приобретаются у специализированной организации (столовой). Доставка обедов и выписка документов (накладных по форме ТОРГ-12 и счетов-фактур) осуществляется ежедневно. Однако некоторые покупатели предлагают обмениваться документами не ежедневно, а ежемесячно. Другие вообще считают, что мы должны выставлять в конце месяца акт об оказании услуг. Кто прав?

Для того чтобы правильно организовать документооборот, в первую очередь необходимо разобраться, к какому виду экономической деятельности относится деятельность данной организации (к торговле или общественному питанию). Начнем с того, что согласно ОКВЭД ОК 029-2007*(1) экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, цель которого - производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг). Деятельность хозяйствующих субъектов по продаже от своего имени продукции, произведенной по их заказу на других предприятиях, квалифицируется как торговля. Торговая деятельность подразумевает перепродажу (без изменения) любых видов товаров и предоставление услуг, связанных с такой перепродажей. Предполагается, что продажа без изменения включает обычные операции, сопряженные с торговлей, например сортировку и сборку товаров, смешивание товаров (допустим, вин), розлив по бутылкам (с предварительной мойкой бутылок или без нее), упаковывание, разделение крупных партий товаров на более мелкие и переупаковывание мелкими упаковками, хранение (в том числе в замороженном или охлажденном виде), очистку и сушку сельскохозяйственных продуктов и т.д. Таким образом, с определенной долей уверенности можно утверждать, что предприятие (автор вопроса) осуществляет именно торговую деятельность на основании договора купли-продажи (а не возмездного оказания услуг). Отдельные особенности заключения таких договоров мы рассматривали в прошлом номере журнала (статья М.О. Денисовой "С перечисленного аванса заявлен вычет НДС. Проверим документы"). В частности, внимание было уделено форме и существенным условиям договора купли-продажи (наименование и количество товара). Как мы выяснили, при некоторых обстоятельствах даже счет на оплату товаров выступает в качестве договора, наименование товаров в нем может быть обобщено (комплексные обеды), а количество - согласовано в заявках и спецификациях. При этом заключается договор на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем (п. 2 ст. 455 ГК РФ).
Вместе с тем хотелось бы указать на отличия торговли от общественного питания. Общественное питание - это совокупность предприятий и предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции (ГОСТ Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения"*(2)). В свою очередь, производство продукции общепита включает кулинарную обработку пищевых продуктов - воздействие на пищевые продукты (механическое, химическое, тепловое) с целью придания им свойств, делающих их пригодными для дальнейшей обработки и (или) употребления в пищу. Не нужно путать кулинарную обработку продуктов с их сортировкой, упаковыванием, разделением на партии и т.д. (мероприятиями, сопутствующими перепродаже товаров). Процесс кулинарной обработки (изготовления продукции) характеризуется смешением продуктов и (или) видоизменением их исходных свойств. Именно этим отличается общепит от торговли (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2008 N 07АП-5105/08).
Однако порой четко обозначить, в какой момент деятельность превращается из торговой в производственную, непросто. Так, в Решении Арбитражного суда Тульской области от 17.03.2008 N А68-667/07-21/12 указано (со ссылкой на ГОСТ Р 50647-94), что способом кулинарной обработки пищевых продуктов является среди прочего механическая кулинарная обработка (в том числе нарезка), порционирование, разогрев блюд (кулинарных изделий). Поэтому организация питания посредством нарезки продуктов (в частности, хлеба), освобождения их от упаковки, доведения до установленной температуры, порционирования (в частности, йогурт и сок разливались в стаканы) была квалифицирована как деятельность по реализации продуктов собственного производства, а не по перепродаже товаров. Аналогичное мнение высказано судьями Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (Постановление от 24.07.2008 N А76-1832/2008) в отношении деятельности по реализации кулинарной продукции (предварительно нарезанных бутербродов, подогретых пирожков, сваренных пельменей, сосисок) и напитков (предварительно заваренного чая) с использованием одноразовой посуды и салфеток и по доставке этой продукции до потребителя.
Кроме того, существует неопределенность, чем считать деятельность тех организаций, которые реализуют продукты, изготовленные для них сторонней организацией полностью или частично из сырья заказчика. Так, в Письме от 17.04.2009 N 03-11-09/137 Минфин высказал мнение, что подобная деятельность соответствует признакам производства и реализации продукции, а не ее перепродажи. А еще в начале года финансисты относили деятельность по реализации населению продукции, изготовленной третьими лицами на давальческих началах, к розничной торговле (Письмо от 12.01.2009 N 03-11-06/3/01). Отметим, судьи придерживаются именно такой позиции: реализация продукции, произведенной на стороне (даже из сырья заказчика), не признается реализацией товаров собственного производства, это розничная торговля (постановления Президиума ВАС РФ от 14.10.2008 N 6693/08, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2009 N А65-11583/2008).
Что касается документооборота, то необходимо сказать следующее. В отдельных отраслях, связанных с непрерывными долгосрочными поставками одному и тому же покупателю (непрерывный отпуск товаров и оказание услуг по транспортировке одним и тем же покупателям электроэнергии, нефти, газа; оказание услуг электросвязи, банковских услуг; ежедневная многократная реализация в адрес одного покупателя хлеба и хлебобулочных изделий, скоропортящихся продуктов питания и т.д.), практикуется ежемесячный порядок выписки счетов-фактур (письма МНС РФ от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404, Минфина РФ от 18.07.2005 N 03-04-11/166). Позднее финансисты пошли еще дальше. Так, в Письме от 25.06.2008 N 07-05-06/142 был разъяснен механизм выставления счетов-фактур при оказании услуг в течение длительного времени. Чиновники, ссылаясь на положения о моменте определения налоговой базы по НДС (наиболее ранняя из дат - день отгрузки или день оплаты) и общие требования об исчислении налоговой базы по итогам каждого налогового периода (п. 1 ст. 167, ст. 54 НК РФ), сделали вывод, что моментом определения налоговой базы по НДС при оказании услуг в течение длительного срока надо считать наиболее раннюю из дат - день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего оказания услуг либо последний день налогового периода, в котором оказываются эти услуги, то есть фактически санкционировали ежеквартальное выставление счетов-фактур. Несмотря на то, что данные рекомендации были адресованы тем, кто оказывает услуги, мы не видим препятствий для их использования и при непрерывной, ежедневной продаже товаров одному покупателю.
Иначе обстоят дела с оформлением первичной документации*(3) - товарной накладной ТОРГ-12. Согласно Постановлению Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132 этот документ разработан для учета торговых операций. Он применяется для оформления продажи (отпуска) ТМЦ сторонней организации и составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей ТМЦ, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это невозможно - непосредственно после ее окончания (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Таким образом, товарную накладную по форме ТОРГ-12 следует составлять на каждую поставку комплексных обедов (ежедневно).

М.О. Денисова

1 мая 2009 г.

"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2009 г.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.
*(2) Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 21.02.1994 N 35.
*(3) Напомним, что счет-фактура для целей бухгалтерского учета "первичкой" не является (см. Письмо Минфина РФ от 21.08.2008 N 03-03-06/1/478).


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 


Rambler's Top100

Интересную информацию можно подчерпнуть здесь:
Учет торговых операций
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!