Кто из государственных заказчиков и их должностных лиц может быть привлечен к административной ответственности по ст. 7.29 КоАП РФ?
Какие существуют особенности при заключении государственного контракта на поставку одноименных товаров?

Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ устанавливает определенные требования ко всем участникам размещения заказа, в том числе к поставщикам товаров (работ, услуг) при размещении государственного заказа и исполнении контрактов.
Для этого следует определить, кто из государственных заказчиков и их должностных лиц может быть привлечен к административной ответственности по ст. 7.29 КоАП РФ.
Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками (далее - заказчики) могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Заказчики в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона выбирают способы размещения государственных и муниципальных заказов.
Согласно ст. 10 Закона размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукционов в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика), на товарных биржах.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ квалифицирующим признаком состава административного правонарушения является принятие должностным лицом государственного или муниципального заказчика, должностными лицами решения о способе размещения заказа в нарушение требований вышеуказанного Закона.
Законодатель в ч. 3 ст. 10 Закона особо подчеркнул, что решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Не только в Законе, но и в ряде нормативно-правовых актов указывается на необходимость проведения торгов в той либо иной форме.
Так, распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р утвержден Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых должно осуществляться путем проведения аукциона. Это, например, поставка продукции сельского хозяйства; продукции рыболовства; пищевых продуктов и напитков, табачных изделий и продуктов табачной промышленности и др.
Всего свыше 60 наименований товаров (работ, услуг).
Кроме того, в ст. 10 Федерального закона законодатель также установил требования по проведению аукциона на продукцию (работы, услуги), связанную со строительством, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных строек для государственных и муниципальных нужд.
При этом размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или аукциона.
Главой 3 Федерального закона "Размещение заказа путем проведения аукциона" определены основные требования к его проведению.
В частности, в ст. 32 Закона установлено, что под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6.1 и 6.2 ст. 37 Закона.
При этом законодатель подчеркнул, что в случае, если начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта (цена лота) не превышает одного миллиона рублей, открытый аукцион может проводиться в электронной форме на сайте в сети Интернет в порядке, установленном ст. 41 данного Закона.
Применительно к ст. 7.29 КоАП РФ можно также установить и невыполнение требований о выборе способов размещения заказа с единственным поставщиком.
В данном случае представляет интерес изложение п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона, в соответствии с которым государственный или муниципальный контракт может быть заключен в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ для государственных или муниципальных нужд на сумму не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами.
Представляют интерес разъяснения, данные Министерством экономического развития и торговли (письмо от 23.06.2006 N Д07-Ш0). Несмотря на то, что сумма расчетов между юридическими лицами в настоящее время составляет 100 тыс. руб., письмо министерства не потеряло своей актуальности.
В частности, в письме разъясняется, что право заказчика осуществить закупку без заключения контракта предусмотрено в случае, если такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, то есть 100 тыс. руб.
Таким образом, должностное лицо несет административную ответственность за закупки одноименных товаров, одноименных работ, одноименных услуг в течение квартала на сумму превышающую 100 тыс. руб.
Принимая во внимание, что определение "одноименные товары" может иметь разные трактовки, Минэкономразвития России считает возможным придерживаться общих определений товара, которые используются в ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", постановлении Госкомстата России от 25.03.2002 N 23 "Об утверждении "Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен", из которых следует, что под одноименными понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги определенного вида, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потребительские свойства и которые являются однородными по своему потребительскому назначению.
Представляют интерес разъяснения, данные в письме Министерства экономического развития и торговли РФ от 18.01.2008 N Д04-106 "О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ".
Пунктом 3 ст. 42 Закона установлено, что заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала.
В соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами.
При этом Законом не установлено запретов на заключение нескольких государственных или муниципальных контрактов в пределах установленных лимитов, при размещении заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг и подлежащих уплате в течение квартала.
В ст. 5 Закона установлено, что под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт либо контракт).
В ч. 4 ст. 9 Закона конкретизировано понятие "размещение заказа", а именно установлено, что заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта.
Таким образом, размещение заказа посредством запроса котировок будет относиться к тому кварталу, в котором был заключен государственный или муниципальный контракт.
Административная ответственность должностных лиц, предусмотренная ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, применяется в случае принятия должностным лицом государственного или муниципального заказчика, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд для государственных или муниципальных заказчиков (далее в ст. 7.29-7.32 КоАП РФ - уполномоченный орган), решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ с нарушением требований, установленных законодательством о размещении заказов.
В данном случае на должностных лиц уполномоченным органом в сфере контроля за размещением заказов налагается административный штраф в размере тридцати тысяч рублей.
Следует отметить также, что административная ответственность, предусмотренная ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, наступает в случае принятия должностным лицом государственного или муниципального заказчика, должностным лицом уполномоченного органа решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов.
Кроме того, ответственность наступает при принятии решения о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона.
В данном случае на должностных лиц налагается административный штраф в размере 50 тыс. руб.

Е.В. Виговский,
советник налоговой службы III ранга

1 августа 2009 г.

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 16, август 2009 г.


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 


Rambler's Top100

Интересную информацию можно подчерпнуть здесь:
Учет торговых операций
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!