Бухгалтерия в вопросах и ответах!
налог на прибыль в 2017 году
Пособие по налогу на прибыль организаций 2017 год.
Как учитываются расходы на мерчандайзинг для целей налогообложения прибыли

Сразу отметим, что законодательством не определено понятие мерчандайзинга. Поэтому данный термин обычно используется в его общепринятом понимании. В связи с этим вопрос о порядке учета соответствующих расходов для целей исчисления налога на прибыль является неоднозначным.
На практике под мерчандайзингом принято понимать мероприятия, осуществляемые с целью привлечения внимания покупателей к товарам, реализуемым в организациях розничной торговли, розничных торговых сетях, и, как следствие, способствующие увеличению объемов продаж таких товаров. К подобным мероприятиям, в частности, можно отнести: оформление торговых площадей и мест продаж (витрин, прилавков, стеллажей), приоритетное размещение (выкладку) товаров, размещение полной ассортиментной линейки товара, поддержание необходимого запаса товара в зале.
Схожим образом оценивают данное понятие финансовое ведомство и некоторые судьи (см., например, Письмо Минфина России от 27.04.2010 N 03-03-06/1/294, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21.10.2014 N А62-1843/2013).
Заказчиком таких услуг, как правило, являются поставщики или производители товаров. Исполнителями же выступают как организации розничной торговли, так и третьи лица.
Вместе с тем в силу отсутствия нормативного определения этого термина вопрос об учете расходов на услуги мерчандайзинга на практике решается неоднозначно. Оплачивая рассматриваемые услуги, заказчик стремится привлечь внимание покупателей к своей продукции (товарам) и увеличить объемы продаж конечным потребителям. А эти цели отвечают признакам рекламы согласно ее определению, содержащемуся в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
В свою очередь, в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу учитываются для целей налога на прибыль в полном размере понесенных затрат, только если они поименованы в этом пункте как ненормируемые рекламные расходы. Расходы на мерчандайзинг в п. 4 ст. 264 НК РФ не упомянуты.
Исходя из этого Минфин России допускает учет расходов на мерчандайзинг в качестве нормируемых рекламных расходов. Такой вывод следует из Писем Минфина России от 22.04.2015 N 03-03-06/22913, от 27.04.2010 N 03-03-06/1/294.
Из анализа данных Писем также можно выделить условия, при соблюдении которых рассматриваемые расходы при надлежащем документальном подтверждении могут быть учтены:
- услуги мерчандайзинга должны оказываться налогоплательщику путем совершения исполнителем предусмотренных договором действий;
- такие действия должны быть направлены на привлечение внимания потенциальных розничных покупателей к товарам.

Примечание
Стоит отметить, что в Письме от 27.04.2010 N 03-03-06/1/294 Минфин России также указал, что действия исполнителя должны обеспечивать привлечение внимания к товарам, а не только быть направленными на это.

Суды придерживаются иного подхода. По их мнению, расходы на такие услуги можно учесть в полном объеме. При этом судьи не рассматривают затраты на мерчандайзинг в качестве рекламных расходов.

Правоприменительную практику по вопросу о том, можно ли учесть расходы на мерчандайзинг, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Неоднозначно решается также вопрос об учете отдельных видов услуг, оказываемых мерчандайзерами. Речь идет о порядке учета расходов на приоритетную выкладку товаров, право собственности на которые перешло к покупателю. Единого мнения по этому вопросу у контролирующих органов нет.
Так, согласно ряду разъяснений данные затраты можно учесть в пределах норматива, установленного п. 4 ст. 264 НК РФ. Однако для этого необходимо, чтобы соглашение с исполнителем предусматривало выполнение конкретных действий, способствующих привлечению внимания покупателей к товару (см., например, Письма Минфина России от 18.03.2014 N 03-03-06/1/11641, УФНС России по г. Москве от 02.02.2009 N 16-15/007925.2).
При этом в более ранних разъяснениях чиновники указывали, что расходы на приоритетную выкладку товаров учесть нельзя. Минфин России и УФНС России по г. Москве считали подобные затраты необоснованными, указывая, что плата за размещение товаров в определенном месте в магазине не связана с возникновением у покупателя обязанности передать поставщику имущество, выполнить работы или оказать услуги по договору поставки (см., например, Письма Минфина России от 17.10.2006 N 03-03-02/247, УФНС России по г. Москве от 23.05.2007 N 19-11/047634).
В судебной же практике встречаются различные подходы к учету таких расходов.
Отдельные судьи считают, что данные затраты не являются расходами на рекламу, однако они могут быть в полном объеме учтены в расходах на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Другие суды указывают, что такие затраты учитываются на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ, т.е. как расходы на рекламу. Однако нужно отметить, что в судебных актах, формирующих данную позицию, не затрагивается вопрос о том, подлежат ли такие рекламные расходы нормированию.

Правоприменительную практику по вопросу о том, вправе ли продавец (поставщик) учесть расходы на приоритетную выкладку товаров, право собственности на которые перешло к покупателю (предприятию розничной торговли), и если да, то в каком порядке следует учесть такие расходы, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Таким образом, полагаем, что, если осуществляемые исполнителем действия предусмотрены договором и направлены на создание условий, способствующих привлечению внимания к товарам, расходы на мерчандайзинг можно учитывать в составе расходов. При их учете следует руководствоваться порядком, предусмотренным для нормируемых расходов на рекламу. Включение соответствующих затрат в состав расходов в полном объеме может послужить основанием для претензий налоговых органов. При этом однозначно предугадать исход разрешения такого спора в суде нельзя, поскольку арбитражная практика по данному вопросу неединообразна.

Безымянная страница
НДФЛ в 2017 году
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) на 2017 год.
Как уплатить НДФЛ и сдать отчетность.
Rambler's Top100
Безымянная страница
Бухгалтерский учет отдельных операций

- Учет торговых операций
- Учет посреднических операций
- Учет товарообменных (бартерных) операций
- Учет при возврате, замене, гарантийном ремонте товаров
- Учет внешнеэкономических операций
- Учет операций, связанных с валютой, изменениями курсов валют
- Учет операций с ценными бумагами
- Учет при взаимозачетах, уступке прав и переводе долга
- Учет операций, связанных с арендой и лизингом
- Учет операций по доверительному управлению и совместной деятельности
- Учет по строительству и ремонту
- Учет в жилищно-коммунальном хозяйстве
- Учет при создании, реорганизации и ликвидации предприятий
- Списание кредиторской и дебиторской задолженности
- Исправление ошибок в отчетности
- Учет операций, связанных с использованием давальческого сырья
- Учет операций, связанных со страхованием
- Учет операций, связанных с займами и кредитами
Налоги и сборы:

Налог на добавленную стоимость (НДС)
Общие вопросы-  страница 1, страница 2, страница 3
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
Счета-фактуры
НДС при экспорте
НДС по товарам, ввезенным на территорию РФ

Акцизы
Налог на прибыль организаций страница 1, страница 2, страница 3, страница 4, страница 5

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог
Общие вопросы
Налоговые вычеты
Налогообложение предпринимательской деятельности
Налогообложение доходов от продажи, сдачи в аренду имущества
Налогообложение доходов нерезидентов, доходов за пределами РФ

Единый социальный налог (ЕСН)
Страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию
Страховые взносы в фонд социального страхования
Налог на имущество организаций
Налог на имущество физических лиц
Транспортный налог
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции
Государственная пошлина
Земельный налог
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Налог на наследование или дарение
Водный налог
Сборы за пользование объектами животного мира
Плата за загрязнение окружающей природной среды
Налог на игорный бизнес

Налоговая отчетность
Порядок перечисления сумм налогов и сборов в бюджет
Взыскание налогов, сборов и пеней
Отсрочки, рассрочки, налоговые кредиты, реструктуризация задолженности
Пеня и другие способы обеспечения исполнения налоговых обязательств
Зачет и возврат излишне уплаченных сумм налогов
Учет налогоплательщиков
Налоговый контроль, налоговые проверки
Ответственность за нарушения налоговой дисциплины
код банеров
Copyright 2017. Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!