Бухгалтерия в вопросах и ответах!
налог на прибыль в 2017 году
Пособие по налогу на прибыль организаций 2017 год.
23.4.4. УЧЕТ РАСХОДОВ НА УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКАХ
И ЯРМАРКАХ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ

В п. 4 ст. 264 НК РФ в числе расходов на рекламу поименованы расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях.
Однако Налоговый кодекс не расшифровывает, что именно следует понимать под "расходами на участие" в соответствующих мероприятиях.
Например, в Письме УМНС России по г. Москве от 15.12.2003 N 23-10/4/69784 высказано мнение о том, что к расходам на участие в выставках, ярмарках, экспозициях следует относить расходы по оплате вступительных взносов, разрешений и т.п. для участия в подобных выставках.
Нам представляется, что к таким расходам можно отнести любые затраты, которые имеют непосредственное отношение к организации и проведению выставок, ярмарок и экспозиций.
Так, например, ФАС Московского округа признал правомерным учет в составе ненормируемых рекламных расходов затрат на оплату выступления артистов. Судьи указали, что такое выступление способствовало привлечению интереса к налогоплательщику, т.е. соответствовало понятию рекламы (Дополнительное постановление ФАС Московского округа от 16.03.2009 N КА-А40/1402-09).
К похожему выводу пришел и ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 13.01.2005 N А43-1729/2004-32-152. Судьи также отметили, что при классификации затрат, связанных с участием в выставках и оформлением витрин, выставок-продаж, демонстрационных залов, и определении возможности отнесения их к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, целесообразно руководствоваться фактическим использованием тех или иных предметов в указанных целях.
Обычно в связи с организацией и проведением выставки большинство ее участников несут, прежде всего, такие затраты, как:
- арендная плата за аренду площади и стендов в выставочном комплексе;
- оплата услуг рекламных агентств;
- оплата услуг охранных фирм;
- вступительный взнос за участие в выставке.
Кроме того, арбитражные суды признавали правомерными действия налогоплательщиков, которые в качестве рекламных расходов на участие в выставках учитывали затраты:
- на изготовление форменной одежды с логотипом и печатной продукции (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2005 N А43-1729/2004-32-152);
- на оплату услуг сторонней организации, которая обеспечивала оформление витрин и завоз продукции на выставку (Постановление ФАС Поволжского округа от 02.03.2006 N А55-11685/2005);
- стоимость алкогольной продукции, переданной производителем торговым организациям для участия в выставках (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.02.2006 N А26-5845/2005-216).
Другая категория затрат на участие в выставке связана с изготовлением рекламной продукции, которая предназначена для бесплатной раздачи посетителям. Это, в частности, сувениры с логотипом компании - календари, ручки, пакеты, блокноты, зажигалки; брошюры, каталоги, буклеты, листовки; дисконтные карты, дающие право на приобретение товара со скидкой.
Из буквального содержания п. 4 ст. 264 НК РФ можно сделать вывод о том, что из всего приведенного списка затрат в число ненормируемых рекламных расходов входят только затраты на изготовление брошюр и каталогов. Скорее всего, именно этим будут руководствоваться налоговые органы, настаивая на том, что все другие перечисленные выше затраты организация должна нормировать.
Мы исходим из того, что в данном случае вся рекламная продукция изготовлена исключительно для ее распространения на выставке. А поскольку перечень расходов на участие в выставках ничем не ограничен, расходы на изготовление рекламной продукции, используемой на выставке, охватываются понятием "расходы на участие в выставке". Поэтому, на наш взгляд, эти расходы можно признавать в полном объеме.
Впрочем, справедливости ради следует сказать о том, что арбитражные суды не всегда придерживаются такого подхода. Так, суд может прийти к выводу о том, что затраты на приобретение сувенирных изделий, размещение на них логотипа предприятия и распространение указанных изделий среди неопределенного круга лиц в период проведения выставок, ярмарок относятся к нормируемым расходам (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 12.01.2006 N Ф09-5996/05-С2).

Правоприменительную практику по вопросу о том, могут ли учитываться в полном размере расходы на приобретение сувенирных изделий, распространяемых на выставках, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Обратите внимание вот на какой момент. Доказывать факты дарения сувенирной продукции письменными договорами о дарении или иными документами, составленными с участием посетителей выставки, нет необходимости.
Как показывает практика, налоговые органы могут выдвигать требования подобного рода. Однако ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 28.10.2005 N А66-13857/2004 признал их несостоятельными. Свое решение суд мотивировал следующим.
Сувенирная продукция с изображением товарного знака общества (ручки, зажигалки, часы и др.) по своим признакам относится к рекламной продукции. Факт ее приобретения и распространения подтверждается выпиской из протокола заседания совета директоров, договором поставки, актом выполненных работ, сметой затрат, мероприятиями по подготовке экспозиции и участию общества в международной выставке, утвержденными должным образом, приказом "Об итогах участия в выставке". Отсутствие в этих документах конкретных наименований организаций, которым распространялась сувенирная продукция, также служит подтверждением того, что эта продукция является рекламной, поскольку предназначена для неопределенного круга лиц.
Решая вопрос о том, какую именно рекламную информацию вы будете размещать на выставке, не забудьте, что она должна быть связана либо с вашими товарами (работами, услугами), либо с вашей организацией. В противном случае расходы нельзя будет признать рекламными. Приведем такой пример.

Например, организация, торгующая мебелью, для участия в выставке изготовила плакаты, на которых приведены сведения об организации - производителе мебели. Какая-либо информация о товаре и об организации-продавце на плакатах отсутствует. Фактически в такой ситуации организация-продавец оказывает рекламные услуги организации - производителю мебели. Поэтому затраты на изготовление плакатов, понесенные организацией-продавцом, не являются рекламными расходами (по данному поводу см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.10.2004 N А31-6851/7).

Безымянная страница
НДФЛ в 2017 году
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) на 2017 год.
Как уплатить НДФЛ и сдать отчетность.
Rambler's Top100
Безымянная страница
Бухгалтерский учет отдельных операций

- Учет торговых операций
- Учет посреднических операций
- Учет товарообменных (бартерных) операций
- Учет при возврате, замене, гарантийном ремонте товаров
- Учет внешнеэкономических операций
- Учет операций, связанных с валютой, изменениями курсов валют
- Учет операций с ценными бумагами
- Учет при взаимозачетах, уступке прав и переводе долга
- Учет операций, связанных с арендой и лизингом
- Учет операций по доверительному управлению и совместной деятельности
- Учет по строительству и ремонту
- Учет в жилищно-коммунальном хозяйстве
- Учет при создании, реорганизации и ликвидации предприятий
- Списание кредиторской и дебиторской задолженности
- Исправление ошибок в отчетности
- Учет операций, связанных с использованием давальческого сырья
- Учет операций, связанных со страхованием
- Учет операций, связанных с займами и кредитами
Налоги и сборы:

Налог на добавленную стоимость (НДС)
Общие вопросы-  страница 1, страница 2, страница 3
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
Счета-фактуры
НДС при экспорте
НДС по товарам, ввезенным на территорию РФ

Акцизы
Налог на прибыль организаций страница 1, страница 2, страница 3, страница 4, страница 5

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог
Общие вопросы
Налоговые вычеты
Налогообложение предпринимательской деятельности
Налогообложение доходов от продажи, сдачи в аренду имущества
Налогообложение доходов нерезидентов, доходов за пределами РФ

Единый социальный налог (ЕСН)
Страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию
Страховые взносы в фонд социального страхования
Налог на имущество организаций
Налог на имущество физических лиц
Транспортный налог
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции
Государственная пошлина
Земельный налог
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Налог на наследование или дарение
Водный налог
Сборы за пользование объектами животного мира
Плата за загрязнение окружающей природной среды
Налог на игорный бизнес

Налоговая отчетность
Порядок перечисления сумм налогов и сборов в бюджет
Взыскание налогов, сборов и пеней
Отсрочки, рассрочки, налоговые кредиты, реструктуризация задолженности
Пеня и другие способы обеспечения исполнения налоговых обязательств
Зачет и возврат излишне уплаченных сумм налогов
Учет налогоплательщиков
Налоговый контроль, налоговые проверки
Ответственность за нарушения налоговой дисциплины
код банеров
Copyright 2017. Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!