Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Пособие по налогу на имущество организаций 2017г.
7.2.1. ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
В ОТНОШЕНИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ, ТРУБОПРОВОДОВ,
ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЫ И ДР.
В ПЕРИОД ДО 1 ЯНВАРЯ 2013 Г.

До 1 января 2013 г. ст. 381 НК РФ были установлены налоговые льготы в отношении следующих видов имущества:
- объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п. 5 ст. 381 НК РФ).
Памятниками истории и культуры признаются не только объекты недвижимого имущества, но и связанные с ними произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, науки и техники, а также иные предметы материальной культуры (ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"). Льгота по налогу на имущество распространяется на все объекты, включенные в состав памятника (Письмо Минфина России от 08.12.2009 N 03-05-04-01/99).
Наряду с памятниками истории и культуры федерального значения существуют также объекты культурного наследия регионального и местного значения (ст. 4 Закона N 73-ФЗ).
Однако п. 5 ст. 381 НК РФ освобождал от налога на имущество только федеральные памятники истории и культуры. Льготы в отношении объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) уровня устанавливались, как и в настоящее время, субъектами РФ (абз. 2 п. 2 ст. 372 НК РФ).
Напомним: чтобы объект был признан памятником истории и культуры, необходимо соблюсти определенную процедуру (п. 9 ст. 18 Закона N 73-ФЗ, п. 7 Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минкультуры России от 03.10.2011 N 954). Сначала Правительство РФ выносит распоряжение о признании объекта памятником истории и культуры федерального значения (ч. 2 ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"). А затем на основании этого распоряжения Минкультуры России включает объект в Единый государственный реестр объектов культурного наследия и присваивает ему регистрационный номер. Минфин России разъяснил, что льготу вы можете применять со дня принятия Правительством РФ соответствующего распоряжения (Письма от 25.06.2012 N 03-05-05-01/29, от 12.04.2012 N 03-05-05-01/21).
Целевое использование объекта для применения льготы значения не имело. Следовательно, льготой вы могли пользоваться, даже если, например, сдавали памятник в аренду (Письмо Минфина России от 12.04.2012 N 03-05-05-01/21).
Отметим также, что согласно разъяснениям Минфина России у арендатора объекта, относящегося к памятникам истории и культуры, освобождались от налога капитальные вложения в данное имущество (Письмо от 13.03.2012 N 03-05-05-01/15).
По нашему мнению, эти разъяснения финансового ведомства касались только тех капитальных вложений, которые были осуществлены в виде неотделимых улучшений и, по сути, стали неотъемлемой частью объекта культурно-исторического наследия. Кроме того, Минфин России в указанном Письме отметил, что льготу арендатор может применять вплоть до выбытия произведенных им капитальных вложений из состава основных средств в рамках договора аренды. А такой порядок выбытия характерен именно для капитальных вложений в виде неотделимых улучшений.
Выполненные арендатором отделимые улучшения частью памятника истории и культуры не становятся. Поэтому применять к ним льготу не было оснований.

Примечание
Подробнее о порядке налогообложения капитальных вложений вы можете узнать в разд. 13.1.1 "Кто уплачивает налог на имущество организации, если арендатор произвел капитальные вложения (отделимые или неотделимые улучшения) в арендованное имущество";

- ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов (п. 9 ст. 381 НК РФ).
Необходимым условием применения льготы являлось целевое использование таких объектов, которое вы должны были иметь возможность документально подтвердить. В частности, если вы имели лицензию на эксплуатацию пункта хранения радиоактивных веществ, то это могло помочь доказать обоснованность применения льготы в отношении данного имущества (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 03.04.2012 N А40-23728/08-108-75);
- ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания (п. 10 ст. 381 НК РФ);
- железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью этих объектов (п. 11 ст. 381 НК РФ).
Льгота предоставлялась только в отношении имущества, которое указано в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504. Это подчеркивали контролирующие органы (Письма Минфина России от 16.01.2013 N 03-05-05-01/02, от 09.07.2012 N 03-05-05-01/43, от 14.06.2012 N 03-05-05-01/34, от 28.09.2010 N 03-05-05-01/41, ФНС России от 20.09.2011 N ЗН-4-11/15361@, УФНС России по г. Москве от 15.11.2010 N 16-15/119641@).
На это обращали внимание и суды. Так, например, ФАС Дальневосточного округа неоднократно отмечал, что железнодорожные пути необщего пользования к такому имуществу не относятся. Даже если эти пути являются подъездными к железнодорожным путям общего пользования, которые поименованы в Перечне. Поэтому права на льготу по п. 11 ст. 381 НК РФ не возникало (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 09.02.2010 N Ф03-120/2010, от 09.02.2010 N Ф03-119/2010, от 09.02.2010 N Ф03-99/2010, от 08.02.2010 N Ф03-101/2010).
Вместе с тем льгота применялась к основным средствам, которые являются неотъемлемой частью объектов, указанных в Перечне. К ним относятся, например, переходно-скоростные полосы на федеральных автомобильных дорогах, кабели связи, телефонизация станции, сооружения электропередачи, здания ТЭЦ, котельные, отделения электрофильтров и т.д. (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 07.09.2012 N А53-2415/2012, от 05.09.2012 N А53-13728/2011, от 23.07.2012 N А53-13439/2011, ФАС Центрального округа от 09.08.2012 N А54-2672/2011, от 11.04.2012 N А64-6837/2010, от 22.09.2011 N А54-201/2011, ФАС Московского округа от 16.10.2012 N А40-130572/11-20-537, от 01.07.2010 N КА-А40/5697-10, ФАС Поволжского округа от 21.07.2009 N А12-17296/2008, ФАС Северо-Западного округа от 16.04.2009 N А21-2088/2008, от 11.01.2009 N А42-1804/2008, ФАС Уральского округа от 15.02.2011 N Ф09-353/11-С3, от 13.01.2011 N Ф09-10880/10-С3, от 14.12.2010 N Ф09-10337/10-С3 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 20.06.2011 N ВАС-4052/11)).
При этом такие основные средства могут иметь свой код ОКОФ, который не поименован в Перечне (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 07.09.2012 N А53-2415/2012, от 05.09.2012 N А53-13728/2011, от 23.07.2012 N А53-13439/2011, ФАС Центрального округа от 09.08.2012 N А54-2672/2011, ФАС Уральского округа от 14.12.2010 N Ф09-10337/10-С3 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 20.06.2011 N ВАС-4052/11)).
Пользоваться льготой в отношении данного имущества вправе была организация, у которой оно учитывалось на балансе. Такой позиции придерживались контролирующие органы (Письма Минфина России от 16.01.2013 N 03-05-05-01/02, от 09.07.2012 N 03-05-05-01/43, от 14.06.2012 N 03-05-05-01/34, от 22.08.2011 N 03-05-05-01/64, от 12.07.2011 N 03-05-05-01/54, ФНС России от 20.09.2011 N ЗН-4-11/15361@). Лизингодатель также мог применить льготу, если договор финансовой аренды (лизинга) предусматривал учет на его балансе указанного выше имущества. Это следовало из Письма Минфина России от 25.03.2009 N 03-05-05-01/18.
Отметим, что льготу также могли применять арендаторы перечисленного имущества в отношении произведенных ими капитальных вложений в эти объекты (Письмо Минфина России от 03.06.2013 N 03-05-05-01/20161).
Правомерно было применять льготу и в случае, когда объекты, поименованные в Перечне, устанавливались организацией на арендованном имуществе (Письмо УФНС России по г. Москве от 15.11.2010 N 16-15/119641@).

Например, организация освобождалась от уплаты налога на имущество в отношении собственной очистной станции, которая была установлена в арендуемом ею помещении.

Если даже налогоплательщик не осуществлял специализированной деятельности по эксплуатации железнодорожных путей, автомобильных дорог, энергоснабжению и т.д., но такие объекты числились у него на балансе, права на рассматриваемую льготу он не терял. Это подтверждают Постановления ФАС Московского округа от 18.11.2009 N КА-А40/12012-09, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.07.2009 N Ф04-3535/2009(8889-А45-40), Ф04-3535/2009(8847-А45-40);
- космических объектов (п. 12 ст. 381 НК РФ).

Обратите внимание!
Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ (далее - Закон N 202-ФЗ) с 1 января 2013 г. данное имущество не признается объектом налогообложения и перестает относиться к льготируемому имуществу (п. 3, пп. "в" п. 5 ст. 1, ст. 3 Закона N 202-ФЗ);

- судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (далее - РМРС) (п. 18 ст. 381 НК РФ).
Требования к судам, которые могут быть зарегистрированы в РМРС, содержатся в п. 7 ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ. Перечень этих требований является закрытым.
Государственная регистрация судов в РМРС осуществляется в соответствии с Правилами регистрации судов и прав на них в морских портах, утвержденными Приказом Минтранса России от 09.12.2010 N 277. Ее необходимо подтверждать ежегодно (абз. 2 п. 3 ст. 37 Кодекса торгового мореплавания РФ).
Льготой можно было пользоваться с даты регистрации судна в РМРС при наличии Свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации и при условии ежегодного подтверждения такой регистрации (Письмо Минфина России от 21.05.2012 N 03-03-06/1/257).

Безымянная страница
Rambler's Top100
Безымянная страница
Бухгалтерский учет отдельных операций

- Учет торговых операций
- Учет посреднических операций
- Учет товарообменных (бартерных) операций
- Учет при возврате, замене, гарантийном ремонте товаров
- Учет внешнеэкономических операций
- Учет операций, связанных с валютой, изменениями курсов валют
- Учет операций с ценными бумагами
- Учет при взаимозачетах, уступке прав и переводе долга
- Учет операций, связанных с арендой и лизингом
- Учет операций по доверительному управлению и совместной деятельности
- Учет по строительству и ремонту
- Учет в жилищно-коммунальном хозяйстве
- Учет при создании, реорганизации и ликвидации предприятий
- Списание кредиторской и дебиторской задолженности
- Исправление ошибок в отчетности
- Учет операций, связанных с использованием давальческого сырья
- Учет операций, связанных со страхованием
- Учет операций, связанных с займами и кредитами
Налоги и сборы:

Налог на добавленную стоимость (НДС)
Общие вопросы-  страница 1, страница 2, страница 3
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
Счета-фактуры
НДС при экспорте
НДС по товарам, ввезенным на территорию РФ

Акцизы
Налог на прибыль организаций страница 1, страница 2, страница 3, страница 4, страница 5

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог
Общие вопросы
Налоговые вычеты
Налогообложение предпринимательской деятельности
Налогообложение доходов от продажи, сдачи в аренду имущества
Налогообложение доходов нерезидентов, доходов за пределами РФ

Единый социальный налог (ЕСН)
Страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию
Страховые взносы в фонд социального страхования
Налог на имущество организаций
Налог на имущество физических лиц
Транспортный налог
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции
Государственная пошлина
Земельный налог
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Налог на наследование или дарение
Водный налог
Сборы за пользование объектами животного мира
Плата за загрязнение окружающей природной среды
Налог на игорный бизнес

Налоговая отчетность
Порядок перечисления сумм налогов и сборов в бюджет
Взыскание налогов, сборов и пеней
Отсрочки, рассрочки, налоговые кредиты, реструктуризация задолженности
Пеня и другие способы обеспечения исполнения налоговых обязательств
Зачет и возврат излишне уплаченных сумм налогов
Учет налогоплательщиков
Налоговый контроль, налоговые проверки
Ответственность за нарушения налоговой дисциплины
код банеров
Copyright 2017. Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!