ООО "ХХХ" (далее - Организация) согласно ст. 14 Федерального закона N 116-ФЗ "О промышленной безопасности производственных объектов" разрабатывают посредством сторонней организации декларации промышленной безопасности (далее - ДПБ), которые в новой редакции закона не имеют срока действия и уточняются или разрабатываются вновь в случае изменения требований промышленной безопасности. До 2006г. данная декларация имела срок действия - 5 лет.
Возможно ли единовременное списание затрат на разработку ДПБ с момента утверждения экспертизы промышленной безопасности на ДПБ и регистрации ее в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору?

Действующее налоговое законодательство и нормативные акты в области бухгалтерского учета не содержат положений, прямо определяющих порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете расходов на разработку (уточнение) ДПБ. Нами также не было обнаружено каких-либо разъяснений контролирующих органов по данному вопросу. Представляется, что в рассматриваемой ситуации необходимо руководствоваться следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ (далее - Закон N 116-ФЗ) в число обязанностей, организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, входит обязанность разрабатывать декларацию промышленной безопасности.
Согласно п. 3 ст. 14 Закона N 116-ФЗ декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта.
Декларация промышленной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, или в случае изменения требований промышленной безопасности.
Аналогичные положения содержат Правила представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.05.1999 г. N 526) и Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень, включаемых в нее сведений РД-03-14-2005 (утверждены Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.11.2005 г. N 893).
Как видно из вышеизложенного положения Закона N 116-ФЗ и принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных актов фактически определяют две группы ситуаций, при возникновении которых обязательными являются разработка либо уточнение ДПБ:
1) разработка ДПБ в составе проектной документации на строительство, реконструкцию и т.д.;
2) разработка (уточнение) ДПБ в случае изменения сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, или в случае изменения требований промышленной безопасности.
Как следует из представленных разъяснений, Организация разрабатывает ДПБ (с привлечением сторонней организации) в связи с проводимой реконструкцией, а также в связи с техническим перевооружением. При этом в тех случаях, когда разработка ДПБ осуществляется в связи с реконструкцией, ДПБ разрабатывается в составе проектной документации.
Представляется, что данное обстоятельство (разработка ДПБ в составе проектной документации) контролирующие органы могут использовать, чтобы доказывать, что ДПБ является составной частью проектной документации и, соответственно, расходы на ее разработку должны учитываться в порядке аналогичном тому, который применяется в отношении расходов на разработку проектной документации.
Поскольку расходы на разработку проектной документации в случае разработки такой документации в связи с проводимой реконструкцией вместе с остальными расходами на реконструкцию увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств для целей налогового (п. 2 ст. 257 НК РФ) и бухгалтерского учета (14 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утверждено Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. N 26н)), то и расходы на разработку ДПБ должны увеличивать стоимость соответствующего основного средства.
Вместе с тем, по нашему мнению, данный подход следует признать неверным.
Так, согласно п. 1 ст. 14 Закона N 116-ФЗ разработка ДПБ предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.
Согласно Приложению N 1 к Порядку РД-03-14-2005 ДПБ - документ, в котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварии, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.
Руководствуясь вышеприведенными определениями можно сделать вывод о том, что целями разработки ДПБ является подтверждение обеспечения готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта, достаточности принятых мер по предупреждению аварий и т.д. Соответственно, данные расходы не должны учитываться при формировании стоимости объекта основных средств.
То есть фактически расходы на разработку ДПБ не связаны с сооружением, изготовлением, улучшением свойств основного средства. А, следовательно, такие расходы, по нашему мнению, должны учитываться в составе текущих расходов.
Таким образом, по нашему мнению, расходы на разработку ДПБ, осуществляемую как в связи с реконструкцией, так и с техническим перевооружением должны учитываться в составе текущих расходов.
Что касается возможности единовременного учета расходов на разработку ДПБ, то в отношении данного вопроса можно отметить следующее.
По нашему мнению, НК РФ, а также нормативные документы в области бухгалтерского учета не содержат положений, на основании которых Организация должна была бы признавать расходы на разработку ДПБ в течение определенного периода времени.
Признание расходов на разработку ДПБ для целей исчисления налога на прибыль.
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 272 НК РФ, расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений Главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. 318-320 НК РФ.
Указанное общее правило имеет определенные исключения. Так, согласно абзацам 2 и 3 п. 1 ст. 272 НК РФ расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае, если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно. В случае, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
Представляется, что признание расходов в рассматриваемой ситуации должно регулироваться общим правилом признания расходов. В рассматриваемой ситуации из условий сделки с разработчиком ДПБ можно четко определить, к какому периоду относятся соответствующие расходы. При этом положения Закона N 116-ФЗ и принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных актов не содержат указаний на сроки, в течение которых действует разработанная ДПБ.
В связи с этим по нашему мнению, расходы на разработку ДПБ могут признаваться в налоговом учете Организации единовременно.
Данный вывод подтверждается и существующей арбитражной практикой.
Так, в Постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25.09.2002 г. N Ф09-2021/02-АК была признана правомерной позиция налогоплательщика единовременно признававшего в составе расходов затраты по разработке деклараций промышленной безопасности. Следует заметить, что данное Постановление было принято в соответствии с налоговым законодательством, действовавшим до вступления в силу Главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Представляется, однако, что действующее в настоящее время налоговое законодательство не содержит каких-либо положений, отличных от ранее действовавшего в части регулирования порядка распределения расходов.
Также можно отметить выводы, сделанные в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2008 г. N 09АП-3205/2008-АК*(1). В данном постановлении рассматривался спор относительно правомерности единовременного признания расходов на проведение экспертизы промышленной безопасности. Представляется, однако, что выводы сделанные судом применимы и в рассматриваемой ситуации.
В частности, судом было отмечено, что из содержания абзаца 3 п. 1 ст. 272 НК РФ следует, что это специальное правило применяется лишь в случае, когда условиями конкретного договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода. Доводы налогового органа о том, что проведенные экспертизы дают право налогоплательщику получать доход от производственной деятельности в течение срока действия заключения, были отклонены судом апелляционной инстанции.
Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации Организация вправе единовременно признать расходы на разработку ДПБ в составе прочих расходов (п. 49 ст. 264 НК РФ).
Признание расходов на разработку ДПБ в бухгалтерском учете.
По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации отсутствуют основания для признания расходов на разработку ДПБ в составе расходов будущих периодов
Так, в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности (утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. N 94н) счет 97 "Расходы будущих периодов" предназначен для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам. В частности, на этом счете могут быть отражены расходы, связанные с горно-подготовительными работами; подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером; освоением новых производств, установок и агрегатов; рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий; неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств (когда организацией не создается соответствующий резерв или фонд) и др. Аналогичные положения содержатся в п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н).
Как уже было отмечено выше, положения Закона N 116-ФЗ и принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных актов не содержат указаний на сроки, в течение которых действует разработанная ДПБ. При этом Организация не обладает достоверной информацией относительно срока, в течение которого будет действительна разработанная ДПБ. Кроме того, расходы на разработку ДПБ, по нашему мнению, не аналогичны тем видам расходов, которые перечислены в Инструкции N 94н в комментарии к счету 97 "Расходы будущих периодов".
Следует заметить, что в упоминавшемся выше Постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25.09.2002 г. N Ф09-2021/02-АК суд также пришел к выводу об отсутствии у организации обязанности отражать такие расходы в составе расходов будущих периодов и указал на правомерность их единовременного признания в бухгалтерском учете.
В связи с этим, по нашему мнению, расходы на разработку ДПБ могут признаваться в бухгалтерском учете Организации единовременно.

Вывод:
По нашему мнению, Организация вправе единовременно признать расходы на разработку ДПБ как в налоговом, так и в бухгалтерском учете.

15 февраля 2009 г.

ООО "Аудит-новые технологии", февраль 2009 г.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 01.09.2008 г. N КА-А40/8144-08 данное Постановление было оставлено без изменения.


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Расходы будущих периодов
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!