К договору поставки продукции оформляются дополнительные соглашения о выплате премии за выполнение плана закупки. При этом объемы плановых закупок для каждого покупателя устанавливаются в процентном соотношении от оборота с учетом его регионального местоположения с целью сбалансированности рынка сбыта. Как следует отразить в бухгалтерском учете предоставление премии покупателю?

В нормативных документах, регламентирующих отражение в бухгалтерском учете совершаемых операций, содержатся следующие правила в отношении учета скидок.
Согласно п. 6.5 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.99 г. N 32н, при отражении выручки величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации в соответствии с договором скидок.
Для квалификации сущности скидки и ее правильного отражения в бухгалтерском учете важным является анализ договорных условий ее получения покупателем. Несмотря на то что предоставление скидок покупателю со стороны продавца относится к средствам привлечения и удержания клиента, только договорные условия позволяют правильно классифицировать характер и направленность скидки. При этом методы привлечения покупателя разнообразны, чем обусловлена многовариантность условий получения скидок и иных поощрений, позволяющих повысить заинтересованность покупателя в продавце.
Общим определением скидки признается условие сделки, предусматривающее размер уменьшения базовой цены товара, указанной в сделке. В то же время в целях продвижения товара и увеличения его сбыта, в том числе с учетом территориального расположения покупателя, используются своего рода поощрения в виде предоставления премии, бонуса либо иного вида вознаграждения, предусмотренного за выполнение определенных условий договора.
Премия покупателю всегда связана с экономическими интересами предоставляющей ее стороны. В данной ситуации поощрительная выплата направлена на расширение рынка сбыта,увеличение объемов продаж, а значит, и доходов.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что в общее определение скидки не укладываются поощрительные выплаты, поскольку их экономическое содержание никак не взаимоувязано с ценой реализованного товара. Правила применения поощрительной выплаты, утвержденные дополнительным соглашением к договору, свидетельствуют о том, что стороны изначально не устанавливают скидку как снижение ранее предложенной цены на товар, которая указывается в товарной накладной в сумме с учетом скидки, а величина премиального вознаграждения предоставляется по результатам состоявшихся поставок. К тому же предусмотренный экономический расчет установления плана закупок дифференцированно к каждому покупателю для получения такой премии позволяет обосновать, что предоставление премии не рассматривается в категории потерь, поскольку прогнозируется увеличение доходов за счет продвижения товара в определенных сегментах рынка.
В рассматриваемом случае дополнительное соглашение к договору содержит условие получения премии покупателем, то есть поощрительной выплаты в отношении оборота приобретенного товара, что никоим образом не соотносится с ценой товара. Следовательно, данная выплата не может быть приравнена к скидке в общем экономическом смысле снижения цены товара.
Таким образом, получение покупателями премии не уменьшает первоначально установленной договором цены товаров, а предоставляется в форме обязательства продавца перед покупателем на выплату вознаграждения при выполнении договорных условий.
Исходя из общего принципа формирования отчетности, она должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации. При этом понятие достоверности в применении к отчетности, регламентируемое п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.99 г. N 43н, определяет достоверную и полную отчетность как бухгалтерскую отчетность, сформированную на основе правил, установленных нормативными актами по бухгалтер с кому у чету.
В соответствии с п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.99 г. N 33н, расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
В рассматриваемой ситуации возникновение обязательств у продавца по предоставлению премии покупателю при достижении им определенных договорных условий требует признания в бухгалтерском учете начисления вознаграждения, причитающегося покупателю в составе расхода.
В то время как, руководствуясь лишь названием "скидка" без учета ее экономического содержания, формальное следование вышеуказанной норме ПБУ 9/99 приведет к искажению информации о формировании финансового результата.
Следовательно, отражение совершаемой операции на счетах бухгалтерского учета, а значит, и правильное формирование статей отчетности напрямую зависит от ее экономического содержания.
В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. В целях классификации расходов и выбора счета бухгалтерского учета для отражения данной операции следует принять во внимание последствия такого рода расходов.
Очевидно, что предоставление премии покупателю связано с продвижением товаров на рынке, а значит, и увеличением продаж. В этом случае для отражения расходов используется счет 44 "Расходы на продажу". Тогда как отражение премии в составе прочих расходов позволяет оценить ее экономическое содержание только как убыточное, не приносящее дохода, а значит, для пользователей отчетности данная информация может свидетельствовать о нерациональности такого рода расходов.
Таким образом, на основании экономического эффекта от предоставления премий покупателям необходимо сделать выбор в отношении отражения данного расхода на счетах бухгалтерского учета и закрепить его в учетной политике.

Специалисты ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

1 августа 2007 г.

"Аудит и налогообложение", N 8, август 2007 г.


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Продажи (реализация продукции, работ, услуг)
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!