Организация-производитель спиртосодержащей пищевой продукции в связи с истечением срока годности этой продукции уничтожила ее путем сжигания. Подлежат ли налогообложению акцизами объемы этой продукции?

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" спиртосодержащая пищевая продукция - это пищевая продукция (в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, дистилляты (спиртосодержащее сырье) виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый) (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 1,5 процента объема готовой продукции.
Таким образом, на отношения в области обеспечения качества и безопасности для здоровья человека спиртосодержащей пищевой продукции распространяются положения Федерального закона от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", поскольку согласно положениям статьи 1 этого закона продовольственное сырье (сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов) входит в понятие пищевых продуктов.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 3 Федерального закона 02.01.2000 г. N 29-ФЗ пищевые продукты, срок годности которых истек, признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации. Такие товары утилизируются или уничтожаются.
Поскольку в рассматриваемом случае спиртосодержащая продукция была уничтожена и, следовательно, перестала существовать как объект вещного права, она более не обладает признаками предмета налогообложения, так как уже не может быть использована для осуществления облагаемых акцизом операций (реализации, передачи и т.д.).
В связи с этим положениями главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации уничтожение произведенного подакцизного товара не определено как объект налогообложения акцизом.
Вместе с тем следует иметь в виду, что требования к уничтожению пищевых продуктов установлены статьей 25 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ, согласно положениям, которой постановление об уничтожении пищевой продукции принимает соответствующий орган государственного надзора и контроля на основании результатов экспертизы. При этом владелец пищевых продуктов должен осуществить выбор способов и условий их уничтожения в соответствии с требованиями нормативных либо технических документов и согласовать их с органом государственного надзора и контроля, вынесшим вышеуказанное постановление, а затем, представить в этот орган документ либо его заверенную в установленном порядке копию, подтверждающие факт уничтожения пищевых продуктов.
Порядок проведения экспертизы продовольственного сырья и пищевых продуктов, их дальнейшего использования или уничтожения (утилизации) установлен "Положением о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использования или уничтожения", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.1997 г. N 1263 (Положение).
В частности, согласно пункту 17 указанного Положения уничтожение пищевой продукции осуществляется любым технически доступным способом с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится в присутствии комиссии, созданной владельцем продукции совместно с организацией, ответственной за ее уничтожение. Уничтожение пищевой продукции оформляется актом установленной форм, один экземпляр которого в трехдневный срок представляется органу государственного надзора и контроля, принявшему решение о ее уничтожении.
Таким образом, если производитель спиртосодержащей пищевой продукции, документально подтвердит факт ее уничтожения, представив установленной формы акт об уничтожении этого товара, у него не имеется оснований для начисления акциза по уничтоженным объемам.
В случае если налогоплательщик не сможет в установленном порядке подтвердить факт уничтожения спиртосодержащей пищевой продукции и, соответственно, документально оправдать расхождения между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием у него указанной продукции, то объем этой уничтоженной пищевой продукции следует рассматривать как ее недостачу.
Пунктом 4 статьи 195 Налогового кодекса установлено, что при обнаружении недостачи подакцизных товаров дата их реализации (передачи) определяется как день обнаружения недостачи (за исключением случаев недостачи в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).
Таким образом, указанной нормой Налогового кодекса недостача подакцизных товаров сверх утвержденных норм естественной убыли признана их реализацией (передачей), дата которой определяется как день обнаружения этой недостачи.
Согласно положениям статьи 12 Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и пункта 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, недостача выявляется при инвентаризации имущества, которая проводится с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
При этом установлено, что инвентаризация в обязательном порядке проводится, в частности перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при смене материально-ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, при реорганизации или ликвидации предприятия, а также в других предусмотренных законодательством случаях.
В каком порядке уплачивается акциз по реализации производителем коньяков, если произведенные им коньяки обработанные были наливом (в бочках) переданы им на давальческой основе другой организации для розлива в потребительскую тару (бутылки)?
В соответствии с нормами главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса исчисление и уплата акциза по коньяку, переданному его производителем на розлив на давальческой основе, осуществляется в следующем порядке.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе признана объектом налогообложения акцизом.
Поскольку согласно положениям регламентирующего производство коньяков ГОСТа 51618-2000 коньяки обработанные, передаваемые с целью их розлива на другие предприятия, рассматриваются как готовая алкогольная продукция, у производителя таких коньяков (в соответствии с вышеуказанной нормой Налогового кодекса) при передаче их на давальческих условиях другой организации для розлива в потребительскую тару возникает объект налогообложения акцизом, по которому этот производитель должен исчислить и в установленные налоговым законодательством сроки уплатить в бюджет акциз.
При этом в соответствии с положениями абзаца 2 пункта 1 статьи 199 Налогового кодекса сумма акциза, исчисленная указанным производителем-налогоплательщиком по операции передачи коньяка на розлив, относится на стоимость готового к реализации (т.е. разлитого в бутылки) коньяка.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса передача на территории Российской Федерации лицом произведенных им из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику указанного сырья признана объектом налогообложения акцизом.
При этом согласно пункту 3 статьи 182 Налогового кодекса в целях главы 22 "Акцизы" розлив алкогольной продукции, осуществляемый как часть общего процесса производства этого товара в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документацией, которые регламентируют процесс производства указанного товара и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, приравнен к производству.
Таким образом, поскольку регламентирующий производство коньяков ГОСТ 51618-2000 содержит требования по их розливу (упаковке) в потребительскую тару, деятельность по розливу коньяка в потребительскую тару рассматривается как осуществление его производства, а организация, осуществившая этот розлив, - как производитель разлитого в указанную тару коньяка. Соответственно, у этой организации при передаче разлитого в бутылки коньяка собственнику-давальцу (в данном случае - производителю обработанного коньяка) в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса возникает объект налогообложения акцизами.
Согласно положениям пункта 3 статьи 200 Налогового кодекса сумма акциза, начисленная лицом по операции передачи подакцизных товаров, произведенных им из давальческого сырья, собственнику этого сырья, уменьшается на налоговые вычеты суммы акциза, уплаченные собственником подакцизного давальческого сырья либо при его приобретении, либо при его ввозе, либо при его производстве
Таким образом, организация, осуществившая розлив коньяка, переданного ей на давальческой основе, имеет право уменьшить сумму акциза, начисленную по операциям передачи коньяка, разлитого в бутылки, собственнику давальческого сырья (т.е. производителю коньяков обработанных), на сумму акциза, уплаченную этим собственником при передаче указанных коньяков на розлив.
Соответственно, сумма акциза, подлежащая уплате организацией, осуществившей розлив, может быть равна нулю, если передача ею коньяка, разлитого на давальческой основе, его собственнику (в данном случае - производителю) осуществляется в том же объеме, в каком была осуществлена передача указанным производителем коньяка обработанного на розлив.
При этом в соответствии с порядком применения налоговых вычетов, установленным пунктом 1 статьи 201 Налогового кодекса (абз. 4), право на налоговые вычеты, предусмотренные в пункте 3 статьи 200 Налогового кодекса, лицо, осуществившее на давальческой основе розлив коньяка, будет иметь лишь при представлении им копий платежных документов с отметкой банка, подтверждающих факт уплаты акциза в бюджет владельцем (в данном случае - производителем) этого коньяка.
Согласно пункту 1 статьи 198 Налогового кодекса организация, осуществившая на давальческой основе розлив коньяка в потребительскую тару, при его передаче собственнику-производителю обязана предъявить ему к оплате сумму акциза, начисленную в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса по указанной передаче. При этом в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 199 Налогового кодекса эта сумма относится указанным собственником на стоимость разлитого коньяка.
У производителя-собственника давальческого сырья (в данном случае - коньяка обработанного) при реализации полученного от организации-переработчика, коньяка, разлитого в потребительскую тару, объекта налогообложения акцизом не возникает, поскольку производителем этого (разлитого в бутылки) коньяка он уже не является.
При этом стоимость готового к реализации (то есть разлитого в бутылки) коньяка формируется с учетом суммы акциза, уплаченной этим производителем по операции передачи его на розлив, а также (в случаях неравенства объемов переданного на розлив и разлитого коньяка) суммы акциза, предъявленной ему организацией, осуществившей этот розлив.

И.А. Андреева,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса

1 июля 2009 г.

"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 7, июль 2009 г.


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Производственные запасы. Готовая продукция, товары
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >> 12 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!