Может ли организация создавать резерв по сомнительным долгам в течение налогового периода? Налоговый орган утверждает, что нет.

Нормы ст. 266 НК РФ устанавливают право налогоплательщика на создание резерва по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном законом, и вводят критерии признания задолженности сомнительной.
Факт создания налогоплательщиком резерва по сомнительным долгам отражается в учетной политике организации, утверждаемой в соответствии с п. 9 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н. При этом сумма отчислений в резерв по сомнительным долгам включается в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.
НК РФ не содержит норм, регламентирующих порядок создания резерва по сомнительным долгам, тем более если такой резерв создается в течение налогового (отчетного) периода. Но и никаких ограничений при создании резерва по сомнительным долгам не прописано, в том числе и по сроку его создания.
На практике налоговые органы пытаются ограничить право налогоплательщика на создание резерва по сомнительным долгам, указывая на то, что в соответствии с п. 12 ПБУ 1/2008 изменение учетной политики может производиться только с начала налогового (отчетного) периода. Однако подобная позиция противоречит НК РФ.
Налогоплательщик в силу ст. 313 НК РФ обязан внести изменения в учетную политику организации при:
- изменении налогового законодательства;
- изменении применяемых методов учета;
- осуществлении новых видов деятельности.
Данный перечень является закрытым.
Нормы ст. 313 НК РФ не ограничивают право налогоплательщика вносить изменения в учетную политику в случаях, когда внесение таких изменений не является обязательным. Следовательно, налогоплательщик, создав резерв по сомнительным долгам, обязан внести соответствующие изменения в учетную политику.
Закрепляя порядок учета резерва по сомнительным долгам в учетной политике, налогоплательщик должен руководствоваться ПБУ 1/2008. Утверждая способ ведения учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации (создание резерва по сомнительным долгам), налогоплательщик вправе сослаться на п. 10 названных ПБУ, исходя из которого это не считается изменением учетной политики.
Иного способа учета резервов по сомнительным долгам не предусмотрено.
Очевидно, что реализация права налогоплательщика, закрепленного ст. 266 НК РФ, не может быть поставлена в зависимость от порядка ведения налогового учета в организации и внесения изменений в учетную политику.
Более того, умаление права налогоплательщиков на создание резерва по сомнительным долгам в любое время, в течение налогового или отчетного периода, признается прямым нарушением ст. 266 НК РФ.

А. Пятов,
главный юрисконсульт отдела правовой защиты филиала
ООО "Никохим" в г. Волгограде

25 сентября 2009 г.

"эж-ЮРИСТ", N 38, сентябрь 2009 г.


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Организация учета, учетная политика
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >>