Региональные органы управления образованием требуют вводить новую систему оплаты труда в муниципальных общеобразовательных учреждениях исключительно по образцу региональной модели. При этом говорят о том, что можно оплачивать за счет субвенции лишь те ставки, которые содержатся в примерных штатах, утвержденных на региональном уровне. Правомерны ли такие требования и как быть с самостоятельностью муниципалитета?

В соответствии с ч. 2 ст. 53 Федерального закона N 131-ФЗ*(1) органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
При этом у органов управления субъектов РФ отсутствуют какие-либо полномочия по определению систем оплаты труда работников муниципальных учреждений, в связи с чем установление органами власти субъекта РФ каких-либо требований по определению той или иной модели новой системы оплаты труда является неправомерным.
Точно так же ст. 29 Закона РФ N 3266-1*(2) не предоставляет органам власти субъектов РФ права устанавливать какие-либо обязательные для муниципальных образовательных учреждений штаты. Отметим при этом, что и у федеральных органов власти отсутствуют полномочия по определению типовых штатов, которые были бы обязательны для муниципальных образовательных учреждений. Согласно ст. 28 Закона РФ N 3266-1 к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях, но не типовых штатов. Поэтому возможно издание лишь рекомендаций по определению штатной численности, которые не могут носить обязательный характер.
Подпунктом 6.1 п. 1 Закона РФ N 3266-1 на органы власти субъектов РФ возложены обязанности по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ.
Таким образом, возможно лишь установление нормативов финансирования, в том числе и на оплату труда, однако конкретный перечень штатных должностей, финансируемых за счет такого норматива, не может быть определен субъектом РФ, так как это нарушало бы требования Закона РФ N 3266-1 в части самостоятельного определения образовательным учреждением штатного расписания.
Региональные органы власти, вводя новые системы оплаты труда, принимают их в качестве обязательных для использования подведомственными государственными образовательными учреждениями. При этом они, как правило, рекомендуют использовать принятую на региональном уровне систему оплаты труда при введении аналогичной на муниципальном уровне, однако не устанавливают таких требований в своих нормативных актах в качестве обязательных для исполнения.
В некоторых регионах региональные органы управления образованием принимают примерные штаты, однако, понимая отсутствие компетенции по установлению обязательных для муниципальных образовательных учреждений штатов, лишь рекомендуют их к использованию. Так, в частности, поступило Минобразование Нижегородской области, издав Приказ от 12.11.2008 N 808*(3).
Не предусматривают возможности установления обязательных штатов для муниципальных общеобразовательных учреждений и региональные нормативные акты, регламентирующие порядок определения размеров и предоставления субвенций органам местного самоуправления на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Так, в частности, согласно п. 2 ст. 4 Закона Нижегородской области N 145-З*(4) в расходы на реализацию федерального государственного образовательного стандарта общего образования включаются текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала муниципальных общеобразовательных учреждений, начисления на заработную плату), компенсационные выплаты на книгоиздательскую продукцию, учебники и учебные пособия, а также на обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом, - приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы (кроме коммунальных расходов).
Согласно п. 3 ст. 4 Закона Нижегородской области N 145-З в расходы на реализацию федерального государственного образовательного стандарта общего образования не включаются расходы на оплату коммунальных услуг, на обновление и содержание основных фондов (приобретение оборудования и мебели (за исключением технических средств обучения и учебной мебели), капитальный и текущий ремонт), на транспортные услуги, расходы социального характера (питание, приобретение мягкого инвентаря, трансферты населению, кроме компенсационных выплат на книгоиздательскую продукцию).
Таким образом, за счет субвенций из бюджета региона могут финансироваться штатные единицы всех категорий работников муниципальных общеобразовательных учреждений, а требования ревизоров по оплате труда работников отдельных должностей за счет средств собственно муниципального бюджета являются неправомерными.
Кроме того, следует обратить особое внимание на то, что установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, составление штатного расписания отнесено к компетенции образовательного учреждения (пп. 9 п. 2 ст. 32 Закона РФ N 3266-1). При этом согласно п. 2 ст. 12 этого закона образовательное учреждение является юридическим лицом, а согласно ст. 43 Закона РФ N 3266-1 образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет. При этом финансовые и материальные средства образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем, используются им в соответствии с уставом образовательного учреждения и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в действующем федеральном законодательстве об образовании реализуется принцип самостоятельности образовательных учреждений, который не может нарушаться органами власти субъектов РФ. По мнению автора, косвенно об этом свидетельствует правовая позиция КС РФ, выраженная в Определении N 213-О*(5). Конституционный суд РФ указал на то, что, хотя принцип автономии высших учебных заведений непосредственно не закреплен в Конституции РФ, вместе с тем он является основополагающим для деятельности вузов и входит в число тех правовых принципов, на которых основывается государственная политика в области образования, определяются взаимоотношения государства и высших учебных заведений.

О. Емельянова,
эксперт журнала "Бюджетные учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"

1 сентября 2009 г.

"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2009 г.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
*(2) Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
*(3) Примерные штаты руководящих работников, административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала государственных образовательных учреждений, утв. Приказом Минобразования Нижегородской области от 12.11.2008 N 808.
*(4) Закон Нижегородской области от 10.12.2004 N 145-З "О предоставлении органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области субвенций на исполнение полномочий в области общего образования".
*(5) Определение КС РФ от 11.07.2006 N 213-О "По жалобе гражданина Щеренко Александра Павловича на нарушение его конституционных прав положениями части четвертой статьи 332 и пункта 3 статьи 336 Трудового кодекса Российской Федерации".


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Полномочия государственных органов по регулированию бухгалтерского учета
Страница >> 1 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!